Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Я думаю, что каждый из вас знает и любит замечательные пособия Бориса Павловича Никитина: кубики, квадраты, дроби, уникуб и многое другое. Все мы с вами читали книги об опыте воспитания детей Лены Алексеевны и Бориса Павловича. Лично я прочитала их несколько раз, уточняя для себя отдельные моменты или вспоминая то, что уже забыла. И каждый раз после прочтения книг у меня возникал вопрос о том, как сложилась жизнь у детей знаменитых педагогов. И вот сегодня я рада представить вам интервью с Анной Никитиной, дочкой Бориса Павловича и Лены Алексеевны. Для меня это очень волнительно и я надеюсь, что вам будет также интересно, как и мне 🙂
Анна, здравствуйте. Спасибо большое за то, что согласились на интервью. Я очень долго думала, с чего начать наш разговор, ведь так о многом хочется спросить. Поэтому решила начать с впечатлений о детстве. Что больше всего вам запомнилось из вашего детства?
Какой хороший вопрос! Именно он крутился у меня в голове на одной из Конференций по раннему развитию детей: там много говорили о развивающей среде, рассуждали о длительности занятий и эффективности разных методов… – так всё было умно и правильно – с точки зрения взрослых! А я буквально не могла отвязаться от мыслей в голове, что В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ детям нужно совершенно не это! А что? Что мне-то запомнилось из детства?.. За время слушания докладчиков на этой Конференции у меня даже «родилось» стихотворение:
Мне 45. Уж сын женился,
Невесты – дочки… Внуков – жду!
Вот только чем нужна им буду?
Что им скажу? С чем к ним приду?..
Я помню: в детстве мы любили…
— обычно вечером, чуть спать! –
И папу-маму так просили:
«ИЗ ДЕТСТВА ЧТО-ТО РАССКАЗАТЬ !»
Еще любили вечерами,
Чтоб мама ПОЧИТАЛА ВСЛУХ…
Ах, ЧТО читала! КАК читала! –
Так, что захватывало дух!..
Как ярко помню что? БЕГ С ПАПОЙ :
Мышц напряженье! Бег – полёт!
Держу я крепко папин палец –
МЫ ВМЕСТЕ. Счастье! Он – ведёт.
Ведёт вперёд. Надёжен палец –
Не даст упасть, с пути свернуть…
Вот КАК НАДЕЖНОСТЬ, РАДОСТЬ ЖИЗНИ
Дать внукам? Палец протянуть?..
Не помню, чтобы папа брал кого-нибудь из нас за руку – он всегда протягивал палец, за который было очень удобно держаться. Я об этом пальце и на сайте написала, как о нашей семейной традиции. )))
Вообще все яркие воспоминания из раннего детства (именно дошкольное время) – это или какие-то глубокие впечатления (мамины песни, папин вечерний поцелуй «в лобик»…), или общие дела и занятия ВМЕСТЕ с мамой и папой – прежде всего, с ними. И не так важно, ЧЕМ заниматься, главное – С МАМОЙ или С ПАПОЙ, потом уже — с братьями-сестрами. Очень многое могу вспомнить и рассказать: как мы вместе помогали делать папе те же развивающие игры (красили, клеили, зарисовывали рисунки…), вместе проводили спортивные проверки-состязания, заготавливали дрова для бани, с мамой лепили пирожки к праздникам… Думаю, именно общие ДЕЛА (понятные, нужные всем!), где проявляются твои собственные качества и характер, оставляют самые глубокие и добрые воспоминания, как бы «впечатываясь» в тебя – видимо, память ДЕЛ остаётся буквально в каждой клеточке тела…
Когда я читала книгу ваших родителей мне больше всего запомнился рассказ о вашей мини-швейной фабрике, где у каждого была своя роль, своя обязанность. Вы вместе учились работать в команде, зарабатывали первые деньги. С позиции родителей это прекрасный опыт для детей, а как вы, как дети, воспринимали вашу мини-фабрику. Что она дала вам?
О! Это отдельная большая тема! Наша домашняя фабрика «Ниточка-Никиточка» работала чуть больше года, мне в то время было 5,5 – 6,5 лет. Мама брала надомную работу – шить фартуки, и мы делали это всей семьёй. На выступлениях, помню, папа рассказывал: «Младшей работнице фабрики было 6 лет, заработок у нее доходил до одного рубля в месяц и даже больше! А 4-хлетняя Юля была «заведующей детским садом», и зарабатывала 28 копеек (смех в зале) — у нее был один подшефный, 2-хлетний Ваня, который мог проспать всё время работы фабрики. А работала фабрика 2 часа в день, при 6-дневной рабочей неделе… 10-летний Антон зарабатывал наравне с мамой, у них была самая квалифицированная работа – швеи-мотористки. Их заработок доходил до 3-4-х рублей в месяц…». Свою зарплату, помню, мы клали в маленькие разноцветные ящички одного общего стеллажика. Ящички эти были именные (на них были красиво написаны наши имена), легко выдвигались, никогда не запирались (да там и запоров-то не было) и висели на видном почётном месте. НИ РАЗУ не было пропажи денег. И мы их, свои заработанные деньги, действительно (как любил рассказывать папа) не тратили как попало, а только на что-то серьёзное (с нашей точки зрения))). Помню такую историю: мы с младшей сестренкой пошли в магазин и… потеряли кошелек, в котором был 1 рубль. Наши поиски ни к чему не привели, и мы с ней решили не говорить маме с папой об этой потере, а взять рубль из наших денег. Так мы и сделали. Знаете, как это здорово, когда у тебя есть заработанные деньги, которыми ты можешь распоряжаться САМ! Это непередаваемые ощущения…
Не знаю, как это удавалось папе и маме, но эта фабрика была и Делом, и Игрой одновременно! У каждого из нас были «трудовые книжки» (блокнотики, красиво оформленные мамой, с фотографией на первой странице, указанием ФИО, возраста и квалификации работника…). Еженедельно (а может и чаще) проводились «трудовые собрания», где решались вопросы о трудовой дисциплине, обсуждались рацпредложения, а также поощрения и наказания… А сам процесс работы! В свои 6 лет я разрезала ножницами «гирлянды» из кармашков и бретелек, которые «выезжали» из-под швейной машинки, раскладывала всё по разным кучкам, одновременно сортируя еще и по расцветкам тканей. Этим я подготавливала работу другим, и от моей скорости и тщательности зависел весь рабочий процесс – во всяком случае, я воспринимала своё участие в общем деле именно так! ))) Все мы, выросшие «дети Никитиных», вспоминаем время «Ниточки-Никиточки» с большой благодарностью к родителям. И жалеем лишь о том, что мы сами, как родители, не создали ничего подобного для наших детей…
Сейчас в нашем обществе очень активно продвигаются идеи домашнего обучения или альтернативного образования. Я понимаю, что каждому родителю хочется дать своим детям все самое лучшее и качественное, но мне все равно кажется, что роль школы сейчас сильно принижают, а она по-прежнему очень важна в становлении каждого человека. Поэтому я не могу не спросить, как вы относитесь к школе. Как чувствовали себя в школе вы и учились ли в школе ваши дети?
Почти все мои братья и сестры были заметно младше своих одноклассников: от 1 до 4-х лет. Я была младше на 2 года. В отношении учёбы проблем, можно сказать, ни у кого из нас не было, а вот строить отношения в классе было сложно — даже не смотря на то, что мне, например, с классом повезло: ко мне хорошо, по-доброму, относились. Разница в 2-3 года очень существенна в подростковом возрасте, и когда ты младше всех, это сильно осложняет жизнь. Особенно мальчишкам – им важно быть старшими в классе.
Вполне возможно, что лучший способ образования и решения многих школьных проблем – это организовать обучение детей дома. Но ни я в своей семье, ни мои братья-сестры не делали этого. Все наши дети ходили в школу, причем, никто через классы не перескакивал. Правда, когда мой старший пошел в 1-й класс, вместе со своей двоюродной сестрёнкой, я… тоже пошла в школу – работать в медицинский кабинет. Это, на мой взгляд, было очень существенно: в любой момент и сын, и племянница могли заглянуть ко мне, а кроме того, мы вместе ходили и в школу, и обратно домой, успевая за это время и выучить что-то, и поделиться друг с другом важными новостями.
Думаю, что именно постоянная связь со своим ребенком, интерес к его делам и переживаниям – самое важное в школьном возрасте, а не полная изоляция от школы. Да, интеллект ребенка, его индивидуальность сохраняется дома лучше, но в школе происходит закалка характера! Знаете, это похоже на «Два пути предупреждения травматизма» — так называется одна замечательная папина статья, где говорится о том, что можно постоянно ОБЕРЕГАТЬ от опасностей («Прячьте спички от детей!» и т.п.), а можно ЗНАКОМИТЬ со всеми опасностями, учить с ними обращаться. Так и со школой: как говорила наша мама, Лена Алексеевна: «Надо готовить детей не к школе, а к её ПРЕОДОЛЕНИЮ!». В то же время начальную школу, я думаю, лучше прожить и пройти дома, а вот дальше… Тут есть над чем думать!
Скорее всего, — если была бы такая возможность лет 40 назад – наши родители взяли бы всех нас, семерых, на семейное обучение. И в смысле образования, вероятно, мы бы получили больше. НО! Предполагаю, что и амбиций бы у нас было больше, а вот ОПЫТА ОБЩЕНИЯ с другими людьми не было бы никакого, что очень бы осложнило нашу дальнейшую жизнь.
Кроме того, ЧЕМУ сейчас учат в школе? Мне бы самой не хотелось бы тратить время на то, чтобы впихивать своим детям «нужные» орфограммы по русскому языку! Наши папа с мамой как раз и давали нам понять: то, что дают в школе, — это совсем НЕОБЯЗАТЕЛЬНО учить, и мало что нам в жизни из этого пригодится. Они никогда не требовали с нас хороших оценок, а тем более какого-либо зазубривания – т.е. запоминания без понимания. Но зато всегда серьёзно относились к любому ДЕЛУ, за которое кто-нибудь из нас брался, и поддерживали любое наше более или менее серьёзное увлечение чем-либо.
Допустим, брат начал «химичить» — и ему подарили большой набор «Юный Химик»; сестра рано начала сочинять сказки – мы стали ставить эти сказки в домашнем театре; я захотела печатать на машинке – папа тут же вручил мне «самоучитель» и пишущую машинку «Москва», и каждый день интересовался, как у меня идут дела, а когда я стала печатать со скоростью папы (1 страница за 15 минут) – папа торжественно сказал мне, что теперь я могу печатать и на «Эрике» (его пишущей машинке). Поэтому для меня неудивительно, что при всех прочих равных условиях все мы – семеро детей – выбрали совершенно разные профессии: физик, химик, юрист, медик, журналист, библиотекарь, инженер и оператор одновременно. Школа в этом выборе, на мой взгляд, не сыграла никакой роли, а вот папа с мамой, видимо, как раз и дали нам возможность понять, почувствовать, что именно ТВОЁ, никогда не ругая наши увлечения и не уничижая никакие профессии.
И мои четверо детей тоже выбрали совершенно разные виды деятельности без всякого наущения со стороны взрослых: старший сын – инженер-конструктор; одна дочка – врач, другая – учитель истории и богословия, а младший сын – повар, а кроме того, преподаватель самбо у дошколят. Все мои выросшие дети – хорошие специалисты; на работе, знаю, их очень ценят. И заслуга в этом – прежде всего, их самих. Наше, родительское, участие заключалось лишь в том, чтобы поддержать их собственную инициативу и интерес. А этому мы научились в своей семье – низкий поклон нашим родителям за это!
Когда родилась моя дочка, Даша, я очень много экспериментировала с разными методиками развития, старалась придумать и создать для нее такую среду, в которой ей было комфортно и интересно жить и развиваться. И каждый раз я слышала от людей, окружающих меня, что все это лишнее, что ребенку это не нужно, что я никогда не смогу предугадать, что именно ей пригодиться в жизни, а что нет. И я отчасти понимаю эти высказывания, потому что никто никогда не даст родителям ответа на вопрос, как будет действительно лучше и что из этого получится. Ваши родители тоже шли своим путем, методом проб и ошибок. И вот сейчас, спустя много лет, вы уже сами можете оценить, что вам, как ребенку, выросшему в необычной среде, помогло больше всего. Расскажите, пожалуйста, какие принципы воспитания, какие игры, занятия запомнились вам и помогли в жизни и что именно вы использовали в своем опыте воспитания детей.
На этот вопрос я частично ответила, когда рассказывала о своих детских воспоминаниях. Немало об этом рассказываем – каждый из нас по-своему – на нашем сайте – www.nikitiny.ru Для детей, особенно маленьких, прежде всего, нужна не «развивающая среда», а – МАМА и ПАПА, бабушка и дедушка, братья и сёстры. А внутри семьи – доверительные и уважительные отношения, взаимопомощь…
Нам-то просто повезло, что у нас были такие родители! И практически всё, что у нас в семье было, мы старались привнести и в свои семьи: взаимопомощь в домашних делах, раннее самообслуживание и забота о других (в семье и вне ее), общие походы и игры, постановка домашних спектаклей и спартакиад, любовь к движению и спортивным играм, хождение босиком, раннее обучение чтению, письму, математике (всё «между дел»), чтение вслух, песни вместе… — да разве всё упомнишь?..
В своей статье в одной из книг ваших родителей, вы написали, что очень любили, когда мама читала вам вслух: «Она читала лучше любого артиста и была очень придирчива в выборе литературы». А что именно читала вам мама, какие книги вы запомнили больше всего? Сейчас очень много книг есть для детей и подростков и часто встает вопрос, а можно ли уже читать эту книгу? Я поясню свой вопрос. Например, Даша сама нашла дома на полках «Кортик» и «Бронзовую птицу» и мы их прочитали в 6 лет, в 4 года мы начали читать истории про Алису Селезневу, а в 6 месяцев я читала вслух Даше Пушкина и былины на старом языке и она слушала их внимательно, хотя многие уверяли меня, что она ничего не понимает. Но я видела, как завораживают мою малышку ритмы сказке о Царе Салтане и продолжала читать. Я вижу, как сейчас она читает сама (ей 7 лет) книги, которые ей вроде бы по возрасту читать еще рано, но ей очень этого хочется, и я всегда иду за ее интересом. Поэтому мне очень хочется услышать ваше мнение о книгах.
Конечно, важно, что именно читать детям. Наша мама относилась к этому чрезвычайно ответственно и успела познакомить нас с лучшими литературными произведениями и сказками, какие можно было прочитать 40 лет назад (она работала в библиотеке, поэтому это было возможно). Редакция ИД «Самокат» (которое сейчас издает книги Б.П. и Л.А. Никитиных) попросила нас вспомнить, что же именно читала нам мама – к нашему удивлению, получился просто-таки огромный список, который мы решили поместить в дополнительных материалах книги «Мы, наши дети и внуки» (2015 г.). Назову только несколько любимых всеми нами книг: «Возмутитель спокойствия или Повесть о Ходже Насреддине» Л. Соловьёва, а также продолжение этой книги – «Очарованный принц» — великие книги, на мой взгляд; «Папа, мама, восемь детей и грузовик» Анне Вестли; приключения Муми-троллей Туве Янссон. Читала мама и сказки Пушкина – по-моему, они очень хороши для чтения малышам.
Вообще думаю, что если малыш внимательно слушает хорошее произведение, и вам самим интересно это читать, будет только польза. И еще считаю важным, чтобы дети не просто «проглатывали» книги, а могли делиться своими переживаниями и впечатлениями от прочитанного. Именно поэтому очень хорошо чтение вслух – сразу всё переживается ВМЕСТЕ. Но тут очень важно читать по-настоящему хорошо, не торопясь – проживая всё, что написано. Вот так читала нам мама. Непревзойденно. Моя дочка, еще подростком, сказала мне как-то очень серьёзно: «Мам, ты не обижайся, но бабушка читает лучше тебя! Ты тоже хорошо читаешь, но бабушка, как это сказать.., она не переигрывает…»
И последний вопрос. Я слышала, что скоро состоится фестиваль, посвященный 100-летию Бориса Павловича Никитина. Расскажите, когда это будет, где он пройдет и что нам ждать от фестиваля.
Это событие состоится 19 марта. Мы решили, что именно формат фестиваля – активных площадок, диалога и взаимодействия – лучше всего подойдет для юбилея такого человека, каким был наш Борис Павлович. Идею поддержал Московский государственный педагогический университет, с которым когда-то сотрудничал Борис Павлович, и предложил провести фестиваль в своем главном здании, на Малой Пироговской. Огромную помощь оказывают Издательский дом Первое Сентября и Артем Соловейчик, с которыми у нашей семьи тоже давние и крепкие связи, издательский дом «Самокат» и многие-многие наши друзья и единомышленники. Мы назвали его первый Открытый фестиваль семьи Никитиных – ведь он для всех, кто сегодня растит и воспитывает детей. Подготовка в самом разгаре. Мне самой уже очень хочется попасть на этот фестиваль… в качестве гостя, и успеть попробовать себя там и в «Мастерской», и на «Спортивной площадке», и хоть немножко поиграть в папины развивающие игры, а еще послушать интересных людей и познакомиться с ними поближе… Мы хотим воссоздать ту потрясающую атмосферу, которая царила в нашем Старом Доме, и попробовать рассказать о развитии идей Б.П. и Л.А Никитиных во времени, а идей этих – просто море! Нам самим очень интересно снова окунуться в своё общее детство и познакомить с ним других. А в прошлое ли мы с вами попадём на Фестивале или в будущее – время покажет!