Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья! Меня зовут Пироженко Татьяна. В сегодняшней статье я хочу поделиться с вами моим опытом обучения и привлечения детей к чтению без использования каких-то определенных методик и систем.
Можно сказать, что все советы и рекомендации, которые я приведу в своем рассказе – это и есть моя собственная система обучения чтению. И я уже вижу, что она дала неплохие результаты: и старший сын (ему на данный момент 13 лет), и младшая дочь (ей 5 с половиной) читать начали достаточно рано.
К четырем годам они уже полностью могли самостоятельно прочитать небольшую детскую книжку. Дочка сейчас читает запоем и очень бегло, так, как говорит. Надеюсь, с возрастом любовь к чтению у нее не угаснет. Сужу по старшему сыну: он много и увлеченно читает. Мне не приходится усаживать его за книги и уговаривать почитать. Для него чтение – не труд, а удовольствие. И мне непонятно, как случается, что мамы подростков жалуются: «Ребенок совсем не читает!». Не может быть, чтобы ребенок не увлекаться произведениями Вальтера Скота и Дюма. Скорее всего, где-то в обучении чтению в детстве была допущена ошибка, которая так негативно сказалась в будущем. Поэтому мне хочется рассказать, что делала я, чтобы вы могли избежать ошибок.
ШАГ 1. МЛАДЕНЕЦ. ЗНАКОМИМСЯ С КНИГОЙ.
Чтобы самому полюбить читать, надо сначала полюбить книги слушать. Поэтому я начала читать детям еще в младенческом возрасте. Сначала просто наизусть детские стишки и потешки. Любое наше действие: умывание, одевание, разглядывание каких-то предметов, – сопровождала соответствующими стихами. Искала их в интернете в свободное время и сама учила наизусть, чтобы были готовые варианты на все случаи жизни.
Во второй половине первого года жизни начинала приучать к настоящим книгам. Для начала брала самые простые: из плотного картона, с крупными картинками и минимальными подписями под ними (можно и совсем без подписей, текст тут неважен). Метод чтения прост: показываешь пальцем картинку и произносишь ее название.
По мере освоения, текст к картинке удлиняла, добавляла подробности (например, не «это мишка», а «мишка ест мед»), а картинки использовала все более разнообразные и сложные. В этом возрасте главное внимание уделяется не тексту, а иллюстрациям.
Ежедневные чтения с этого возраста стали нашей традицией. До сих пор только какие-то экстренные ситуации могут отменить ежевечернюю сказку перед сном.
И в это же время я начала прививать первые навыки аккуратного обращения с книгой. В таком возрасте бесполезно ребенку что-либо объяснять, надо показывать. Поэтому если дети пытались затащить книжку в рот, я ее мягко забирала, а в руку вкладывала игрушку, которую можно грызть. И хотя у нас книги всегда были в свободном доступе и ребенок мог сколько угодно развлекаться, доставая их, я не позволяла книгам оставаться разбросанными, раз за разом после игры ставя их обратно на полку. В результате у нас было всего парочка случаев, когда книжки оказывались изгрызенными или помятыми. Дети просто привыкали, что эта вещь не для таких манипуляций с нею.
ШАГ 2. ОТ ГОДА. УЧИМ БУКВЫ.
Немногим раньше года я стала, наряду с картинками животных и предметов, показывать и называть буквы. Для этого я использовала иллюстрированную азбуку, делала презентации на компьютере, пользовалась кубиками с буквами. При этом буквы называла, используя те звуки, которые они обозначают: не «эм», а «м-м-м». Делала я и большие картонные буквы, с которыми можно было играть. Мы их использовали и для сортировки, и для выкладывания, как игрушки, да и просто дочке нравилось складывать их в коробку. Сначала вырезала одну букву – первую букву имени. Например «К» – «Катя». И так и называла ее в игре – Катина буква «К». Когда дочка запомнила ее, я добавила вторую – букву «М», мамину букву. Постепенно у нас появились буквы для всех членов семьи, для каждой игрушки, для разных предметов. Благодаря простому мнемоническому правилу дочка быстро их запоминала. И к году и двум месяцам уверенно знала весь алфавит.
Думаю, многие спросят, зачем же так рано начинать знакомить ребенка с буквами? Зачем забивать голову малышу такой абстрактной информацией? У меня на этот счет есть твердое убеждение. Чем раньше и естественней произойдет встреча ребенка с буквами, тем меньше трудностей, связанных с «не хочу и не буду», придется преодолевать в более «сознательном» возрасте. Что же до «абстрактности» букв, то для малыша так же абстрактны любые изображения: слон, нарисованный на картинке (которого он даже представить себе не может «живьем») или кошка, которая совсем не похожа на реальную кошку, лежащую рядом в кресле.
Никто не требует усаживать малыша и зубрить с ним азбуку. Но если малыш, глядя в книгу, тыкает пальчиком в какую-нибудь букву – назовите ее. Если вы просите ребенка подать кубик, показывая на него, скажите: «Дай мне кубик с буквой «А»».
Я хочу подчеркнуть – не надо спрашивать ребенка, какая это буква, не просите ее назвать, а просто пользуйтесь буквами в обиходе, никак не выделяя их среди других вещей. Тут важно избежать любого давления. Играя с буквами, как с любыми другими предметами, малыш сам быстро научится их различать так, как он различает свои игрушки.
ШАГ 3. ОТ ДВУХ ЛЕТ. ОСВАИВАЕМ СЛОГИ.
Следующий период самый сложный. Малыш уже отлично знает буквы, но сложить из них слог он не может. Разные методики обучения чтению обходят эти сложности по-разному. Я же просто ждала, когда чудо инсайта случится само, и буквы «М» и «А» вдруг сольются в слог «МА». У сына это произошло в возрасте 2 года и 3 месяца, у дочки – ровно в 3 года. Что я делала, чтобы ускорить этот процесс:
- При случае (на прогулке вывески, во время обеда надписи на этикетках) читала надписи вслух по складам: «Видишь, тут написано «вы-ход»?»
- Читая вслух сказки все надписи крупными буквами (заглавия, подписи под картинками) прочитывала по складам, проводя по ним пальцем.
- Мимоходом писала мелом на асфальте, палочкой на песке или снегу какой-нибудь слог и сама же прочитывала его. Это надо делать часто, но понемногу. Чтобы ребенок не успел заскучать. Один-два слога написали и идете гулять дальше.
- Рисуя вместе с детьми, подписывала печатными буквами все изображения, проговаривая их вслух.
- Использовала для игр карточки, с одной стороны которых слог, с другой – картинка с изображением того, кто это произносит. Например, кошка — «мяу», курица — «ко», гусь – «га» и т.д. Подробнее можно посмотреть у меня в блоге по ярлыку «игры для обучения чтению».
Проделывая все это, опять-таки, очень важно никаким образом не показать ребенку, что вы что-то от него добиваетесь. Все должно быть естественно, среди игр и других занятий. Я видела много детей, которые на этом этапе «замкнулись» и отказались дальше иметь дело с буквами только из-за того, что родители требовали от них: «Прочти!».
Только иногда-иногда я задавала вопрос: «Что здесь написано?», и если мои дети начинали снова по одной буковке называть надпись, то я просто оставляла их в покое, ожидая, когда они сами «дозреют» до слогов.
ШАГ 4. СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК. НАРАБАТЫВАЕМ ТЕХНИКУ ЧТЕНИЯ.
Если на предыдущих этапах все давалось детям легко, то перейти от чтения слогов к чтению слов и предложений оказалось совсем непросто. И дело не в том, что дети не способны этого понять. Тут-то как раз никаких трудностей не было. Но для того, чтобы начать хорошо читать, а главное – понимать написанное, ребенку надо преодолеть технические трудности. Наработать технику чтения малышу тяжело физически. Он быстро устает от такой интенсивной умственной деятельности, у него очень недолгий фокус внимания и очень слабая мотивация. Ведь малышу не понятно, зачем ему продираться сквозь сложные дебри слов и смыслов и чем это поможет потом читать самому себе те увлекательные книжки, которые так легко читает мама.
Однако, не пройдя этот скучный этап, невозможно перейти к осознанному чтению текстов. Поэтому я старалась максимально превратить чтение в игру и использовать разные уловки, чтобы провоцировать детей читать.
Несколько примеров:
- Я использовала картинки в качестве плакатов. И обвешивала ими все стены и мебель в детской комнате. Марки машин, названия ягод, птиц, рисунки с любыми подписями. Ребенок, проходя мимо, обязательно скользнет взглядом по надписям и приостановится, чтобы прочитать. Главное, использовать интересные для малыша темы и менять надписи почаще, пока ребенок не привык к ним и не запомнил надписи наизусть.
- Подписала все коробки и коробочки с играми и игрушками. Разнообразные пособия и карточки у нас хранились в конвертах, на каждом из которых было название. Хочешь найти нужный, – прочти.
- Использовала самодельные игры с карточками. Например, «змейку для чтения» (игра типа домино, на которой надо соединять слово и его изображение) или «пазл для чтения».
- Практиковала игры с записками. Их можно применять в любой ролевой игре. Например, присылать письма от имени игрушки, в играх в больничку выписывать рецепт и вести историю болезни, в играх в кафе писать меню и т.д. и т.п. И давать ребенку прочитать их.
- Сама писала для детей книжки. Покупные книги с крупным текстом и короткими предложениями тоже подойдут. Но у нас они успехом не пользовались. На первых порах читать их было трудно. Поэтому я сама придумывала коротенькие сказки буквально на два-три предложения с очень простыми словами и распечатывала их на принтере, добавляя картинки. Эти книги и стали первыми букварями для моих детей. Никаких других букварей мы не использовали.
- Читая книгу перед сном, я завела традицию, что название сказки прочитывает сам малыш, а уж потом я начинаю ему читать. Постепенно от одного названия я перешла к просьбе прочитать несколько первых предложений текста, увеличивая объем.
- Для младшей дочки подошла такая стратегия поведения: если я видела, что она сама пытается читать книгу, я никогда ее не прерывала, даже если, например, пора было ложиться спать. Поэтому очень быстро она стала этим пользоваться для манипулирования – брала в кровать книгу и долго и упорно читала ее, оттягивая время отхода ко сну. Меня же это только радовало. Буквально через месяц произошел качественный скачок в чтении, дочка стала читать бегло, полностью понимая даже достаточно сложный для нее текст (например, энциклопедии).
Может возникнуть вопрос, нужно ли «мучить» детей этими упражнениями, если буквально через пару лет все это может прийти к ним само собой, практически без труда. То, что трехлетний ребенок осваивает полгода, пятилетний освоит за месяц. Мой ответ на это – «мучить» однозначно не нужно. Как только вы заметите, что читать ребенок не хочет, сразу прекращайте попытки его учить. Не нужно насильно сажать за букварь. Не нужно ставить условия: «прочтешь три предложения, разрешу тебе посмотреть мультик». Не нужно отводить время для «занятий чтением». Если малыш не хочет, ни в коем случае не настаивайте, не заставляйте читать сквозь слезы, не отрывайте от других дел, даже если они вам кажутся ерундой. Это вызовет только обратный эффект: вместо любви к чтению появится отвращение к нему.
Нужно вокруг ребенка создать такую среду, в которой чтение будет вытекать само собой из бытовой необходимости. И тогда ребенок зачитает раньше. А это значит, что раньше для него откроется еще один канал информации. Ведь представьте, что вы находитесь, например, в Корее. Вы живете в городе, и вас окружают надписи иероглифами. Происходящее вокруг представляет собой загадку! Конечно, вы прекрасно сможете обойтись без знания этих надписей, проявив смекалку, наблюдательность и используя память, чтобы не перепутать аптеку с овощным магазином. Но насколько было бы легче, если бы можно было прочитать их названия сразу. Так и малышу будет легче, если он сможет прочитать, что написано на коробке с игрой, когда он сможет сам для себя выбрать мультик по названиям на диске, когда сам сможет прочитать себе любимую книжку, когда сможет записать что-то нужное для него в своем блокноте. Текст окружает современных людей повсюду, поэтому научится читать для городского ребенка важнее, чем выучить названия, например, лесных зверей или полевых цветов.
ШАГ 5. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК. ЛЕГКОСТЬ ЧТЕНИЯ.
Следующий этап, это когда ребенок вроде бы, читает уже достаточно хорошо. Но чтение все равно является для него трудом. К этому добавляется начало школьных занятий. Раньше малыш читал только что хотел и когда хотел. Теперь появились обязательные уроки. Хочешь — не хочешь, а читать надо. От страницы такой-то до страницы такой-то. А потом еще и пересказывать. На этом этапе главная задача не прекратить чтение для себя. Школьные уроки занимают много времени, после них малыш больше всего хочет побегать-поиграть, а не садиться опять за книгу, которая начинает ассоциироваться у него с занятиями. Чтобы чтение окончательно не перешло для ребенка в скучную «обязаловку», надо найти к нему свой подход.
Во-первых, тщательно подойдите к выбору книг для чтения. Они должны быть такими, чтобы ребенку хотелось читать еще и еще.
Во-вторых, не прекращайте читать ребенку вслух. Хотя, кажется, что он уже способен читать себе сам. Но он пока не может это делать так легко. Да и не все тексты для него подходят по сложности – он может их понимать на слух, а вот читать хорошую сложную литературу ему пока трудно.
В-третьих, просите иногда почитать вам вслух. Только обязательное условие успеха, если вы не будете слушать чтение с видом учителя – оценивая и поправляя. Вы сейчас не контролируете ребенка (этого достаточно было и во время приготовления уроков), а просто просите его развлечь вас. Покажите ему, что вам нравится слушать, как он читает.
И, конечно, показывайте личный пример. Лучше всего продолжить традицию вечерних посиделок с книгой. Отставьте в сторону дела и почитайте полчаса-час перед сном. Ребенок свою книгу, вы – свою. Если вы сами не читаете, то убедить ребенка, что чтение это интересно, будет практически невозможно.
ШАГ 6. ПОДРОСТОК. РАСТИМ ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ.
У чтения сейчас множество конкурентов. Это и телевизор, и компьютерные игры, и социальные сети. Все перечисленные способы проводить свободное время так же увлекательны, а требуют намного меньше умственных усилий и воображения. Поэтому подростки все чаще делают выбор в пользу телевизора и компьютера. И чтобы сохранить любовь к чтению, необходимо принимать определенные меры.
У нас в доме телевизора нет, зато есть постоянно работающий компьютер. Даже взрослому человеку трудно оторваться от монитора, что уж говорить о подростке, которого к нему притягивает как магнитом. Ведь там заключен целый мир – ты можешь командовать армиями, можешь строить города, можешь слушать музыку, можешь искать информацию по интересной тебе теме, можешь смотреть любое видео. И все это интересно, доступно, удобно. Я не противник компьютера. Наоборот, я считаю, что с приходом в нашу жизнь интернета, она стала гораздо богаче и проще. Но всему есть свое время. Час у компьютера дают положительный эффект, но день за компьютером отупляет. Нельзя общением в соцсетях заменить реальных друзей, нельзя отдыхом с мышкой в руках заменить прогулки на свежем воздухе, нельзя сидением за монитором заменить чтение книг. Поэтому время, отведенное детям на компьютер, я строго ограничиваю. Причем, не важно, чем ребенок занимался – готовил доклад в школу, играл в очередную игрушку или смотрел фильм. Время вышло – все! Это правило вводится мною с самого детства, с первого знакомства с компьютером. Поэтому у нас практически не бывает проблем с его выполнением. Для детей такие ограничения так же естественны и причины их понятны, как и остальные правила по здоровому образу жизни: чистить зубы, мыть руки, не пить кока-колу и т.п.
Следующее препятствие на пути приобщения к чтению – это отсутствие свободного времени. Если у ребенка нет ни минутки свободной, если после уроков ему еще бежать в бассейн, потом на уроки музыки и английского, а потом выполнять домашние задания, то куда уж тут читать! До постели бы добраться. Стремление современных родителей полностью загрузить своих детей «чтобы не болтались по двору» очень похвально, но нельзя полностью лишить ребенка личного времени. Оно ему необходимо для развития: чтобы он мог сам выбирать – почитать ему, порисовать или, например, что-нибудь смастерить.
Еще одна проблема читающего подростка – найти единомышленников. Читающие дети сейчас большая редкость. Друзья сына, даже из вполне культурных семей, не читают совсем. В нашем окружении нет никого, с кем бы он мог обсудить прочитанные книги. В такой обстановке ребенок может почувствовать себя «белой вороной». Поэтому задача родителей поддерживать его тягу к книгам. Надо донести до ребенка, что чтение – это «круто», что ему надо гордиться тем, что он любит читать. Кстати, появление у нас дома электронной «читалки» добавило «статусности» чтению. Сыну очень нравится использовать такой современный гаджет, это повышает его значимость в собственных глазах.
А еще надо стать тем человеком, с которым ребенок будет делиться мыслями о прочитанных книгах. Для этого нужно самому быть в курсе того, что читает ребенок. Когда-то мы вместе с сыном читали «Гарри Поттера». Он для себя, я – чтобы иметь представление о романе. Сейчас сын выбирает книги, в основном, по моей рекомендации. Но я очень жду, что настанет такое время, когда он будет советовать мне, что почитать.
Надеюсь, мой опыт и рекомендации будут полезны вам и вашим детям. Интересного вам чтения! С удовольствием отвечу на ваши вопросы в комментариях.
Татьяна Пироженко (Tavika), блог «Это интересно!»