В своем блоге «Учимся играя» недавно я затронула тему детских страхов и рассказала про причину одного из свои самых сильных страхов, рожденных в далеком детстве. Помимо этого мы разобрали в каком возрасте, какие страхи караулят наших детей. Поэтому сегодня я бы хотела поговорить о причинах детских страхов и самое главное о работе с ними.
Итак, страхи… что же это такое?
Страх – это внутреннее состояние (отрицательная эмоция), вызываемое выдуманной или реальной угрозой.
Испугать маленького ребенка может что угодно: громкий звук, яркий образ, нестандартная ситуация и т.д. и иногда мы не в силах уберечь ребенка от попадания в сложную для него эмоциональную ситуацию. На мой взгляд, это «иногда» составляет процентов 10-15. Все же остальные случаи так или иначе подвластны нам и мы несем ответственность за то, что ребенок получает порцию негативных впечатлений, которые могут наложить отпечаток на всю его дальнейшую жизнь!
Какие же причины могут вызывать детский страх?
- Конкретный случай – попал в ДТП, застрял в лифте, испугало животное, испытал турбулентность во время полета, потерялся в общественном месте и т.д.
- Семейные отрицательные взаимоотношения – ребенок всегда считает себя виноватым в ссорах родителей, особенно при разводе.
- Отношения со сверстниками – если ребенок испытывает дискомфорт при общении с другими детьми, они его дразнят, унижают, обижают и т.д.
- Фантазия – это вообще очень богатая почва для рождения страхов, шорох в темноте, тени за окном, странный скрип и т.д. «Удобрением» могут стать книги, фильмы, мультфильмы, страшилки, обрывки фраз, понятые совсем не так.
- Невроз – это психическое заболевание, которое требует работы со специалистом.
Я уже рассказала вам о том, какой детский спектакль стал причиной моего страха полнолуния! А сейчас приведу еще один пример появления детского страха. Когда я была маленькой, родители укладывая меня спать говорили, что если я не засну, то волк придет и унесет меня, как в песенке (они почему-то даже не вспомнили сейчас, что так обстояло дело, но я то помню!). Помню, потому что боялась вылезти из-под одеяла и мне казалось, что любая тень, отбрасываемая веткой на стену в свете фонаря тот самый волк! А потом еще мне зачем-то показали кино про оборотня «Волк» (помните с Джеком Николсоном?). Мне было уже 10 лет. Может, я бы спокойно пережила это кино, но вспомнился детский страх быть утащенной волком и в результате я много лет не смотрела фильмы с участием оборотней и волков, а также сильно боялась этих зверей.
Если вы спросите, как страх прошел, то отвечу 😊 Его вылечила моя дочка, решив, что самый прекрасный и замечательный зверь на земле – это волк. Решила она это сама! Я никогда ничего ей не рассказывала о своих ощущениях, относительно волка. И да! Мне понадобилось стать мамой, чтобы начать читать и говорить о волке, чтобы посмотреть фильмы с оборотнями и не бояться их!
Я для себя обозначила несколько правил, которым стараюсь следовать, чтобы не быть причиной возникновения страха у ребенка:
- Не пугать ребенка НИКОГДА! Не важно, какую цель вы преследуете. Не сказочными персонажами, не монстрами, не полицейскими, не дядей и тетей, НИКЕМ! Воспитание страхом – это жестоко. Не путайте пугание с реально опасными ситуациями, когда вы в качестве предупреждения рассказываете, что вот есть такие люди и они плохие, они могут сделать то-то и то-то, НО если ты будешь поступать так-то и так-то, то риск попасть в эту ситуацию снизится. Это не пугание, это профилактика опасных ситуаций. В школах регулярно детям рассказывают о схемах мошенников, которые воруют детей и наши дети понимают, что да такая ситуация может возникнуть, но если поступить определенным образом все может кончиться хорошо! Это как пожарная тревога в школе, когда все дружно учатся выходить организованно.
- Если все же ребенок испытывает страх, нельзя это игнорировать и тем более высмеивать или ругать его. Высмеивание детского страха может привести к тому, что ребенок просто начнет его скрывать, тем самым еще больше усугубляя свое психическое состояние. На начальной стадии это грозит появлением вредных и странных привычек, ритуалов, которые по мнению ребенка спасут его, а как итог -невроз.
- Нельзя оставлять ребенка наедине с неизвестностью. Близкий человек всегда должен стать проводником в новом месте, в новой ситуации. Самый яркий пример — это адаптация к детскому саду. Это огромный стресс для ребенка, который может привести к целому букету страхов.
- Не создавайте провоцирующих ситуаций! Не показывайте ребенку фильмы ужаса или просто взрослые фильмы со сценами насилия. Не читайте книг, если чувствуете, что она может отразиться на психологическом состоянии ребенка, не устраивайте мероприятий, которые могут также напугать ребенка и т.д. Я очень часто сталкивалась ситуациями, когда на взрослом фильме с отметкой 18+ приходят родители с детьми 6-12 лет и вместе смотрят далеко не детские фильмы с убийствами, монстрами, насилием, кишащие выдуманными мерзкими персонажами.
Небольшое отступление. Когда Даша была маленькая на экраны вышел последний фильм трилогии про Хоббита. Мы с Ромой все пытались попасть на него, но обстоятельства складывались так, что остался последний день проката (а нам принципиально хотелось посмотреть кино на большом экране). Возможности оставить Дашу близким не было. Но у нас даже мысли не возникло вести маленького ребенка на фильм, который может испугать ее не успев начаться. В итоге рома пошел в кино на утренний сеанс, вернулся и отпустил меня 😊 Да, это было не то же самое, что идти вдвоем, но это был выход и необычный опыт. Первый раз в жизни я ходила в кино одна. Зато запомнила этот поход на всю жизнь.
Я не говорю, что исполнение всех пунктов гарантирует детство без страхов. Но соблюдение правил поможет ребенку снизить риски появления этих самых страхов.
Теперь мы дошли до самого главного вопроса: что делать, если страх есть, как его лечить?
Для начала отнеситесь к детскому страху серьезно и покажите ребенку, что вы рядом с ним и вместе готовы бороться с тем, что его пугает. Поэтому выясните, чего боится ребенок (может случиться так, что причина страха и его проявление лежат далеко друг от друга и нужно пройти не простой путь, чтобы понять, что именно вызвало ассоциации, которые превратились в страх). Например, ребенок потерял любимого питомца и краем уха услышал, как бабушка кому-то сказала «пришло его время, скоро и мое придет» (бабушки же любят поговорить о таких вещах). Ребенок соотнес время с часами, которые висят на стене (ведь время они показывают), а часы были с кукушкой и в итоге он боится кукушку или может даже всех певчих птиц. И когда вы спрашиваете, что его пугает, можете услышать ответ, что птица или кукушка, но сам ребенок не может провести логическую цепочку и привести вас к тому, что случайно услышанная фраза про время привела его к страху птиц. И распутать вот этот клубок и узнать истинную причину страха бывает невероятно сложно!
Не пытайтесь лечить ребенка его же страхом по принципу «клин клином вышибают». Если ребенок боится оставаться один, не запирайте его дома.
Рассказывайте ребенку сказки, которые вместе с ним вы можете придумывать на ходу, данный метод один из самых эффективных и носит название – сказкотерапия. Суть его в том, что вы рассказывая сказку прорабатываете страхи ребенка или те ситуации, которые вам сложно или неловко обсуждать. Для малышей – это могут быть простые сказки, для детей школьного возраста истории из серии «а у меня была подруга (друг) и с ним произошло то-то и вот так-то он справился ситуацией». Т.е. вы не сталкиваете ребенка с его страхом, а на примере какого-то другого героя показываете ситуацию и примеры выхода из нее.
Я понимаю, что сочинять сказки может далеко не каждый, поэтому очень рекомендую вам к прочтению потрясающую книгу Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…» (введите название в поисковике и он выдаст вам много мест, где ее можно скачать). Я бы сделала эту книгу настольной для каждого родителя!
Если вы не чувствуете в себе сил самостоятельно помочь ребенку, то обязательно обратитесь к специалистам: психологу или игротерапевту. Они проведут диагностику страха и составят программу помощи ребенку (или как руководство для вас или план мероприятий, которые вам нужно будет посетить).
Терапия игрой (игротерапия) – игра позволяет пережить травмирующие ребенка обстоятельства в выдуманном мире. Суть метода похожа на сказкотерапию, только тут вы не просто придумываете историю, вы обыгрываете ее с игрушками. Но это не единственный инструмент игротерапии. Есть свободная игра, активная игра, творческая игра. И каждая из игр помогает прорабатывать страх ребенка.
Арт-терапия – это коррекция страхов и других проблем в развитии при помощи творчества. В арттерапевтических целях могут применяться самые разные виды творчества: рисование, лепка, плетение, мандала, скрапбукинг, коллажирование, фотография, моделирование, шитье, вязание, рукоделие, танцевальная терапия, пение (музыкальная терапия), игра на музыкальном инструменте, актерская игра, пантомима, написание прозы или стихов, цветотерапия.
Это очень большой блок самых разных техник, поэтому ему нужно посвящать целый цикл статей.
И есть еще один момент, который мне кажется очень важным. Интеллектуально развитые дети менее подвержены страхам, так как в большинстве случаев они могут увидеть и понять истинную природу вещей. Отвечая на детские вопросы, разбирая с ними все их «почему» мы создаём для них картину мира. Если ребенок понимает, что такое день и ночь, то зачем ему бояться наступления ночи, если у него есть знания о громе и молнии, то они не будут вызывать страх от шума и света, появляющихся во время грозы. Почему наши предки выдумывали богов солнца, ветра, грома и т.д.? Потому что они не понимали природы вещей, потому, что им проще было наделить их божественными качествами. Маленькие дети по сути своей начинают свой путь от наших предков и если им не объяснять устройство мира, они тоже будут думать, что молния – это кара небес. Поэтому самая лучшая профилактика детских страхов – это ваша любовь, забота, внимание и интеллектуальное развитие детей!
И не бойтесь консультироваться со специалистами: психологами, игротерапевтами, арт-терапевтами. Главное тщательно подходите к вопросу их выбора!
А теперь вопрос:
Сталкивались ли вы с детскими страхами и как исцелялись от страхов?
С уважением, Костюченко Мария
Руководитель онлайн-школы «Учимся играя»