Я очень часто получаю от вас вопрос о том, как заниматься сразу с несколькими детьми разного возраста. Так как я могу рассказать вам об этом только в теории, то я постаралась найти маму, которая имеет опыт таких игр. Знакомьтесь, Анна Игнатеня, автор блога «Весёлые будни» и мама троих очаровательных детей.
Наверное, каждая мама, у которой больше одного ребенка, задается когда-либо этим вопросом. Ведь это так удобно, если дети играют вместе, если можно провести игры-занятия сразу с двумя-тремя (и более) детками. Да, мама одна, и времени у нее в сутках как было 24 часа, так и осталось, а количество деток растет, иногда значительно. Я часто слышу вопрос, как мне удается увлечь игрой одновременно детей разного возраста? Для меня этот вопрос был архиважным, ведь между старшими разнополыми детьми разница в 6 лет. А я мечтала, очень желала, чтобы дочка и сын стали настоящими друзьями. Позже родился наш младшенький. С сестрой у него разница в 8,5 лет, а с братом 2 года и 3 месяца. И вот эту разношерстную компанию хотелось держать вместе: чтобы и игры, и развлечения, и занятия, и чтение, и дружба. И мне удалось. Не всегда все гладко, есть и ссоры, и разные интересы, и самостоятельные игры, и личное время у каждого, но мои дети играют вместе, праздники общие, даже тематические занятия. А с чего все начиналось?
Самые первые правила были с рождения. Правила не для детей, а для мамы.
Первое правило, в котором я уверена на все 100%: старшему ребенку мама нужнее, чем новорожденному.
Очень часто при рождении младшенького, мама окунается в заботы о младенце, а старший ребенок предоставлен сам себе, или заботу о нем берут другие родственники – папа, бабушка. Я считаю, что такую ошибку ни в коем случае нельзя совершать. Самая частая картина, которую можно было застать в первый год после рождения второго ребенка у нас дома, — это мама вместе со старшей дочкой играет или занимается, а малыш в слинге с нами вместе, в шезлонге или на одеяле, позже в ходунках или просто ползает рядом. Мы были вместе. Причем занятия в основном были ориентированы на старшую дочку. С малышом я занималась и играла между делом, когда дочка была в школе.
Правило второе: старшего ребенка нужно привлекать к уходу за малышом.
Чем старше ребенок, тем больше ему можно доверить. Моя шестилетняя дочка присматривала за крохой, играла с погремушками, переодевала подгузники. Даже на ручки иногда брала. Когда пошел прикорм – кормила. Но никогда я не настаивала. Всегда предлагала и разрешала, если дочка хотела, но никогда не требовала.
Правило третье: все, что можно делать вместе, нужно делать вместе.
Купаться, гулять, играть, читать. Когда Артур был еще маленьким, я брала его на ручки или клала в шезлонг и шла укладывать спать дочку. Я читала детям книги, а они слушали и засыпали. Когда сын стал купаться в большой ванной в стульчике, я позволила детишкам купаться вместе. В школу за дочкой я шла вместе с Артуром, на прогулке малыш был в коляске, а Эллинка на роликах возила малыша.
Правило четвертое: жизнь старшего ребенка не должна стать менее активной и интересной, чем раньше.
Эллина посещала кружки, мы много гуляли, устраивали праздники и приглашали друзей, ездили на выставки и мастер-классы. И все это время рядом с нами был Артур.
Чем старше становился малыш, тем интереснее с ним было играть и общаться старшей дочке, она все время стремилась его чему-то научить, а я не препятствовала.
Мы никогда не делили игрушки – это твои, а это сестры. Нет, конечно, у старшей дочки были личные вещи, но они просто лежали так, чтобы малыши не могли их взять, никогда я не говорила: «Это Эллинкино, не трогай!» Мы просто убирали подальше. Дочка в силу возраста большинство малышковых игрушек брала в руки только для того, чтобы поиграть с братишками.
Между мальчиками все же больше соперничества, конечно, подарки лично каждому мы делаем, и дети имеют право на первоочередное пользование ими. Но, как правило, через недельку-другую игрушки становятся сами собой общими, и соперничество уже выглядит иначе: не мое, а я первый взял. В то же время и у сыновей есть только их любимые игрушки, которые сохраняют свой статус «личное», но чаще всего мальчики спокойно дают друг другу пользоваться этими игрушками.
Все эти правила привели к тому, что дети научились быть вместе. Это был первый шаг на пути к совместным занятиям и играм. Дальше – дело техники. Конечно, в каждом возрасте свои потребности. Если малышу нужно трясти погремушкой, то ребенку постарше интересно построить башню из кубиков, а младшему школьнику интересно поиграть в настольную игру. Что делать?
Под аккомпанемент погремушки строить башню посреди игрового поля, вокруг которого «бегают» фишки. Конечно, это слегка утрированно, но именно терпимости к младшим я в первую очередь училась сама и учила детей.
А дальше обратила внимание на то, что каждый малыш тянется к старшему ближайшему по возрасту, а каждый старший любит быть наставником и покровителем. Именно это я взяла за основу в совместных занятиях с детьми.
Чаще всего игры и задания в первую очередь ориентированы на среднего ребенка. Если детей двое, то сначала на старшего, а потом по очереди – то на малыша, то на более взрослого. Чтобы младший и старший не заскучали, всегда готовлю игру так, чтобы поучаствовать могли все, с учетом их особенностей. Есть игры, которые одинаково нравятся всем детям.
Сенсорные игры.
Если вы думаете, что в 10 лет уже не интересно копаться в песке, то вы ошибаетесь. Помять глину, слепить что-то из теста, построить мир в песочнице интересно всем детям без исключения, даже не только детям. И если самый маленький будет просто копаться в этом самом песочке, средний построит гору-замок, а старший вылепит объемную фигуру. При этом дети играют рядом, старший помогает, младшие стараются повторять.
Подвижные игры.
Чем больше росли дети, тем больше подвижных игр проникало в нашу повседневную жизнь. Практически любую подвижную игру можно проводить с разновозрастными детками, малыши не всегда все успевают, но им можно и поддаться, сделать снисхождение иногда, а для того, чтобы не заскучал старший, существует мама, которая не даст расслабляться.
Творческие занятия.
С одними и теми же материалами дети рядом могут создавать различные работы, самым маленьким поможет мама, если нужно, а старшие сделают свое и сами. Когда дети научатся терпимости, то можно пробовать и совместные проекты, когда малыш творит, а старший все это обыгрывает так, чтобы получилось красиво. За одно и учится фантазировать.
Очень важно во всех занятиях отключить перфекционизм. Ведь самое важное – это общение, игра, процесс, а результат – это просто голая картинка, которая совершенно не важна детям до определенного возраста. Пусть лучше сами, вместе, но не так красиво, зато интересно и с пользой.
Я очень люблю проводить тематические занятия, чтобы целая серия игр на одну тему. Чем это удобно? Можно чередовать занятия по сложности, то одному интереснее, то другому, при этом тема изучается углубленно – со всех сторон.
В последнее время мы увлеклись географическими путешествиями, я выбираю одно государство и мы проводим серию в среднем из 20 занятий про эту страну. Польза от такой игры и старшему ребенку, ведь я ищу информацию, которая еще не знакома детям, предоставляю данные о стране, ее культуре, животном и растительном мире. На практике все это лучше усваивается. Старшая дочка часто участвует в обсуждении, отвечает на вопросы, объясняет, рассказывает о том, что говорили в школе. При этом все проигрывается. Средний сын усваивает меньшую часть информации, но он в это время играет, поэтому наши разговоры и рассказы его не напрягают, не воспринимаются как скучное занятие. Малыш больше просто занят игрой, хотя даже он после всего изученного может и на карте показать, и про животных рассказать. Потому что он с этим играл. Например, мы строим государство в домашней песочнице. Для младшего это просто сенсорный опыт и оперирование фигурками животных. Для среднего это и усвоение некоторых простых понятий, кроме самой игры. А дочка в таком виде лучше запоминает – что где находится и кто живет, что растет и почему.
Старшую дочку я часто прошу о помощи в проведении игр, она сама их готовит и иногда даже организовывает настоящие тематические дни. Для нее в этом тоже большое значение – сбор информации, умение ее адаптировать, новые знания, фантазия, организаторские способности – все развивается. А потом ребенок удовлетворяет свой наставнический интерес.
Очень удачны для совместных игр всевозможные квесты, потому что искать сюрпризы любят все, причем этапы можно тоже чередовать – трудные и легкие, чтобы каждый мог внести свою лепту. Малышам же и вовсе часто достаточно бегать за братом-сестрой, а потом радоваться сюрпризу.
Разный возраст детей очень удачно можно использовать в театральных играх, различных музыкальных постановках, концертах, когда каждый показывает что-то доступное ему. Малышу можно доверить роли без слов и незамысловатые танцы, а старшие дети могут и песни петь, и на музыкальных инструментах играть, и значительные роли на себя брать, а то и вовсе самостоятельно все организовывать.
Еще хорошо объединяет исследовательская работа. Различные опыты, наблюдения. Малыши часто подмечают намного больше, чем старшие детки, а школьники успешно ведут записи, делают дневники.
Обычная прогулка с заданием: находить разные предметы какого-то цвета, признаки времени года, фантазийный поиск следов великана (какие предметы могут служить великану и чем), наоборот, следов гномов, букв в окружающих предметах, морских существ, а может быть еще каких-то волшебных и сказочных вещей, — все это нравиться детям совершенно разного возраста.
Самое главное для увлекательного времяпровождения – быть вместе, поощрять все попытки малыша, и все старания старшего, упрощать и усложнять задания по мере необходимости. И всегда помнить – не важно, чем заниматься, не важно, какой видимый результат получится, главное, чтобы всем было весело и интересно.