Рада представить вам еще одну статью на конкурс «Растим гения» от Кропоткиной Анны. Я буду рада поучаствовать в конкурсе «Растим гения», который проходит по случаю 2-летия блога «Учимся играя» при поддержке журнала «Счастливая мама» Хочу рассказать о развитии моего сыночка Алёши.
Многие родители знают о существовании различных методик раннего развития детей, но каждая мама, которая стремиться заниматься со своим ребенком, сама старается подобрать для своего чада индивидуальную программу развития. Я хочу поделиться своим пока еще небольшим опытом занятий с сыном. Моему малышу 1 год и 3 месяца, и мы вместе познаем мир, пусть еще пока на элементарных понятиях и играх, но уже стараемся разгадать все секреты и загадки окружающих предметов и явлений. С тех пор, как родился наш малыш, меня не оставляла мысль о том, что с ним необходимо заниматься, что нужно срочно что-то делать вместе с ребенком. Сначала я ловила себя на мысли, что мне нужно немного успокоиться и подождать, пока Алёша достигнет определённого возраста, когда уже можно будет эффективно заниматься его развитием. Однако определение этого возраста оказалось невыполнимой задачей, мне было жалко того времени, которое я могла бы упустить ожидая «нужного момента». Послушав свое материнское сердце, я решила как можно скорее начать заниматься с малышом. Первое, что мне пришло в голову — это чтение вслух несложных четверостиший, во время смены памперса, купания, переодевания и бодрствования. На это меня натолкнула книжка всем известного автора К.И Чуковского «От двух до пяти», в которой рассказывается об удивительных особенностях детской речи и процессе ее формирования. Оттуда я узнала интересный факт: первое, что совсем крохотный ребенок начинает усваивать — это рифмованные слова, а затем и четверостишия. Я нашла в Интернете множество различных потешек, прибауток, да и просто обычных стишков про животных, распечатала их на обычных листах А4 и повесила на самое видное место. В моем случае это было пространство над пеленальной доской. С этого момента каждую стандартную гигиеническую процедуру я сопровождала чтением стишков. Со временем стишки запоминались, и тогда я вешала новую подборку, тем самым пополняя свой репертуар. Примерно через месяц я имела хороший резерв всевозможных прибауток для развлечения малыша, и уже не была привязана к белому листочку над пеленальной доской. Тогда у меня родилась идея разделить стишки по роду наших занятий. Т.е. если мы купаемся, то в ход идут стишки про водичку, дождик, речных и морских животных. Если мы только проснулись, то читать будем про утро, солнышко и петушка, который рано встает и всем спать не дает. Стихи, которые не попадали в какую-либо категорию, сопровождали нас в течение всего периода бодрствования сыночка.
Неотъемлемой частью нашего развития было прослушивание классической музыки, что приносило удовольствие не только нам с малышом, но и всем домочадцам. Каждый вечер мы стремились, да и сейчас продолжаем стараться, послушать хотя бы одно или два произведения кого-либо из известных композиторов. Могу с уверенностью сказать, что сейчас ребенок может выслушать небольшое получасовое отделение концерта классической музыки. Наверно, стоит сделать выводы, что ничего даром не проходит. Чаще всего в эти моменты, мы с ребенком рассматривали репродукции известных художников. Алешина бабушка с радостью предоставила нам в пользование свои альбомы, посвящённые творчеству выдающихся живописцев. Ведь ребенок с детства должен привыкать к красоте, развивать чувство прекрасного. Несомненно, всё это способствует его гармоничному развитию.
Пока мы с Алешкой читали стишки и прикасались к произведениям мирового искусства, я усердно изучала познавательные статьи на тему раннего развития детей и пришла к выводу, что нам ближе всего методика Глена Домана. Сходив в ближайший магазин и купив первый набор карточек, мы сразу же приступили к занятиям. К сожалению, тут меня ждали разочарования. Во-первых, я никак не могла подобрать наиболее удобное время для просмотра наглядного материала, во-вторых, ребенок жаждал получить карточки в руки и безутешно капризничал, не получив желаемое. Таким образом, вся затея смазывалась и не доставляла удовольствия ни мне, ни ребенку. После нескольких попыток я решила отложить это дело до лучших времен. Из-за неудачного опыта с карточками у меня опустились руки. «Незачем мучить ребенка, в его жизни ещё настанет время для учёбы, пусть у него будет нормальное детство», — такие мысли порой рождались в моей голове. Всякие занятия тогда прекратились. Однако, к счастью, успокоиться я не смогла. Различные системы и методические материалы не давали мне покоя. Я читала блоги молодых мам и вдохновлялась их примером. Постепенно я понимала, что для ребенка это совсем не та учеба, какой мы привыкли ее воспринимать еще со школы. Для ребенка это игра. Это полезное препровождение свободного времени, направленное на познание окружающего мира, к которому ребенок стремиться всеми своими силами. И самое главное — я поняла, что от меня как от любой мамы зависит степень реализации любознательных стремлений младенца.
Наше бездействие продлилось недолго. Взявшись за дело с новыми силами, я уверенно продолжила начатое. Однако с того момента я решила, что не буду следовать какой-либо методике в целом, а разработаю для своего малыша индивидуальный план занятий, в котором постараюсь охватить все сферы знаний, которые могут быть ему доступны в данный момент. Конечно, в первую очередь мы стали уделять время творческому развитию. С 9 месяцев Алёша начал рисовать пальчиковыми красками. На белых листах рисовать было скучно, поэтому я пробрела специальные раскраски. Сейчас в магазинах нас ждёт огромный выбор разных дидактических материалов для детей, даже для самых маленьких. Проведя не один час в соответствующем отделе торгового центра, я остановилась на книжках из серии «Школа семи гномов», в которых собран материал для творческих занятий. Там есть рисунки животных, деревьев и различных предметов, которые нужно соответственно заданиям или раскрасить, или залепить пластилином. Тогда наши занятия стали более интересными. Если все же задуманную картинку не удается найти в раскраске, то я подбираю нужное изображение в Интернете. Мы раскрашивали уточек, елочки, грибочки и т.д. Ребенок был в восторге, и я стала понимать, что встала на верный путь. Затем в ход пошло тесто для лепки, малыш увлекался тем, что отрывал кусочки от теста и давал маме с выражение выполненного долга. Потом были и пластилин, и гуашь, и рисование на манке или, к примеру, на песке во время прогулки. Тогда же стало находиться время и для для набора Домана и для других карточек с животными, фигурами, овощами, фруктами и даже цифрами. К году мы уже наладили практику ежедневных занятий, направленных на развитие как творческих, так и познавательных способностей ребенка.
Хочется немного сказать и о наших прогулках, во время которых мы стараемся все подмечать, изучать и повторять. Рядом с нашим домом находиться большой парк, где живёт большое количество белок, кроликов, овечек, птиц. Каждый раз, выходя на прогулку, мы стараемся покормить белочек, последить за тем, как они прыгают по деревьям. Недавно подметили с Алешей, что они поменяли свою рыженькую шерстку на серенькую — готовятся к зиме. Наблюдая за кроликами, мы изучаем понятия «большой» (мама крольчиха) и «маленький» (крольчатки). Большой интерес у моего ребенка вызвали шишки и каштаны, с которыми он поначалу мог увлеченно заниматься почти всю прогулку. Он перекладывал их из ведерка в баночку и приносил по одной маме. Наверно, кто-то скажет, что рано, но я старалась все шишки считать, каждый каштан у нас имел свой номер. Я очень надеюсь, что где-то, может, глубоко, у моего малыша это все откладывается.
Не так давно на просторах интернета я наткнулась на сайт «Учимся играя», который стал меня вдохновлять еще больше. Там я встретила много полезных и интересных идей относительно развития детей. Больше всего мне понравилась идея тематических дней, направленных на изучение какого-либо конкретного предмета или явления. Вооружившись новыми знаниями, я решила испробовать этот метод на своем сынишке. Для начала был составлен небольшой план наших новых занятий, посвящённых изучению цветов. Тут я уже постаралась соединить и творческие занятия, и какие-то элементарные игры, пальчиковые стишки, разные физические упражнения и игры на моторику. Мы начали изучение сначала основных цветов, а потом и их оттенков. Помимо этого я всегда старалась обращать внимание Алёши на цвет предмета. Сейчас мой ребенок без труда может принести мне именно желтый шарик или отыскать красный мячик. Он с радостью выполняет подобные задания, и это придает мне еще больше сил. Также у нас есть занятия по изучению геометрических фигур, фруктов и овощей. В дальнейшем мы собираемся посвятить тематические деньки диким и домашним животным, будем изучать дом и его обитателей, цветы и деревья. Все развивающие игры и игрушки я стараюсь делать своими руками. У ребенка они вызывают куда больше интереса, чем покупные. Бывает, я ещё не успею закончить работу над новой игрушкой, а малышу уже не терпится с нею ознакомиться.
В заключение хочется сказать, что развитие ребенка целиком и полностью зависит от его родителей, а в частности, конечно, от мамы, которая как правило, больше времени проводит с ребёнком, поэтому имеет больше возможности для ежедневных упражнений с детьми. На мой взгляд, постоянные занятия, а лучше сказать игры с ребенком, проводимые с любовью, обязательно приведут к желаемому результату. Сейчас Алешка копит полученные знания и в определенное время он начнет ими пользоваться. Иногда мы с папой поражаемся, когда он вдруг демонстрирует какое-то новое умение или указывает на предмет, с которым, как мне кажется, мы ещё не знакомились. Потом я припоминаю, что говорила ему об этом вскользь, а он, к моему удивлению и радости, запомнил. Хочется пожелать всем мамам, чтобы они начинали заниматься со своими детками как можно раньше, ведь уже с самого рождения малыши готовы к познанию и восприятию окружающего мира во всей его красоте и удивительном разнообразии.