Сегодня мы поговорим с вами о музыке. Но так как я в музыке не сильна, то рассказывать вам о том, как развить в ребенке музыкальные способности будет замечательная мама, автор проекта «К музыке с мамой» — Марина Андреева-Доглядная.
Какой родитель не мечтает о счастливом будущем для своего малыша? Все мы хотим видеть наших крох радостными, развитыми, вкладываем много сил и средств, чтобы дать им возможность познать, прикоснуться к источнику знаний с пользой для будущего, стараемся увидеть, разглядеть способности своих детей, чтобы создать благотворную среду для их развития.
Не секрет, что успех такого развития, в частности – развития способностей малыша лежит в его детстве: как проявились эти самые способности, насколько рано их заметили и помогли раскрыться, что стало толчком для их проявления.
Музыка… Музыкальный слух, одаренность, способности. Эти слова у всех на слуху. Невольно, перед глазами всплывает образ ангела, сидящего за пианино и легко выводящего замысловатую мелодию. Или дирижёра — виртуоза. Или маленький скрипач, вдохновенно играющий известное произведение. Моцарт, Вивальди, Чайковский! Мы буквально тонем в вихре имён, судеб и восхитительных творений этих музыкально-одаренных людей.
Музыка. Это целая система, наука, которая способна раскрыть множество способностей человека, вдохнуть в него радость, придать силы, погрузить в скорбь, заставить задуматься. И делают музыку люди. Люди, которые познали тайны гармонии, которым открылись чудеса звука, его тончайшие грани и волшебные способы воздействия на нас с вами. Это своего рода посвященные?
Музыка! Да это же просто чудо. Чудо, которое подвластно каждому папе, каждой маме! Не верьте, если вам скажут, что для того, чтобы обучить своего ребенка музыке, развить у него музыкальные способности вам понадобятся годы трудов, корпение над нотной грамотой, разучивание гамм и прочее. «Если вы хотите развить у своего ребенка музыкальные способности»… Какая знакомая и популярная фраза, порой даже лозунг. Но что стоит за ней? Что такое музыкальные способности? Зачем развить, когда развить, как? А я не знаком(а) сама с музыкой, а смогу ли я, я не профессионал?..
Давайте начнем по порядку.
Что такое музыкальные способности?
«Музыкальные способности — индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называют музыкальной одаренностью.» (источник)
Другими словами, музыкальные способности – это способность воспринимать (слышать и слушать) музыку, исполнять музыку, воспроизводить её посредством своего голоса или инструмента, способность принять, запомнить законы и правила музыкальных знаний.
Снова вернемся к теме: «Развитие у ребенка музыкальных способностей»… Стоп. Давайте скажем по-другому: «Я хочу подарить своему ребенку ключ в волшебную страну музыки!». Поверьте, попав однажды в эту страну, полюбив её, ваш ребенок разовьёт всё лучшее, что есть в нём. Эти способности: и музыкальные, и чувства прекрасного, гармонии, — станут естественным состоянием вашего ребенка, неотделимы от него.
А теперь просто задайте себе: хотите вы этого?
Если ответ «да», то начинать можно уже в период беременности.
Перинатальный период.
Не ставьте цель: вырастить музыкального гения. Ваша задача, как мамы, родителя — стать проводником в прекрасный мир музыки, помочь ребенку найти себя в этом эмоциональном жанре искусства; научить его познавать музыку самому, в играх и ежедневных приятных занятиях, которые позволят, в том числе, и развить эти самые музыкальные способности.
На основе лично опыта, рекомендую работать в следующих направлениях:
- развитие у ребенка внимание к звукам, шумам, умению их классифицировать, анализировать и запоминать;
- мотивация интереса ребенка к музыке как одному из явлений жизни;
- обучение ребенка прослушиванию и анализу музыки;
- развитие у ребенка чувство ритма;
- обучение нотной грамоте в игре;
- стимулирование ребенка на исполнение, воспроизведение музыки посредством голоса или доступных ему инструментов;
- реализация, раскрытие своих эмоций (ребенка) с помощью музыки.
Всё, что касаемо развития ребенка неотделимо от его естественного развития. Есть очень интересные методики перинатального музыкального образования: «Сонатал», работы Михаила Лазареве.
В течение дня слушайте классическую музыку таких композиторов, как Чайковский, Моцарт, Гайдн, Вивальди, Шопен, Бетховен… Выбирайте на свой вкус. Любой интернет-поисковик выдаст вам огромное количество вариаций на тему «Лучшие композиторы мира» или «Лучшие музыкальные произведения мира».
Помимо этого, рекомендую и прослушивание народных композиций, мелодий, иностранных песен (итальянских, испанских, французских). При этом, полезно покачиваться в такт (ритм) музыки, если есть желание – подпевать; можно практиковать сон под музыку: композиции для релаксации, классика, совмещенная со звуками природы.
Очень хорошо воспринимается живая музыка. С мужем, друзьями во время беременности посещайте концерты органной музыки, исполнителей, концерты и т.п. мероприятия. И этот пункт я особенно рекомендую включить в перинатальный период развития музыкальных способностей: малыши прекрасно всё слышат из своего уютного домика-маминого животика. Пусть же они слышат гармоничную и красивую музыку.
Но, без фанатизма! Если у вас разболелась голова, музыка вам неприятна, звук кажется вам громким — не надо сидеть и ждать окончания концерта, потому что «ребенку нужна живая музыка»! Ваш ребенок примет то, что приносит радость вам в первую очередь. Радость, а не дискомфорт. И ваш малыш чувствует все ваши эмоции, так пусть же они будут только приятными.
О своих музыкальных пристрастиях ребенок сможет сообщать вам уже чуть позже, в период первых движений по своему домику: даже в возрасте 5-6 месяцев дети уже реагируют на музыку. Особенно в живом исполнении.
У вас нет концертных залов? Вы не любите филармонию? Но ведь на улице любого города всегда есть или найдется живой музыкант, играющий на гармошке, гитаре, скрипке. Просто в очередной раз, проходя мимо, немного задержитесь и послушайтесь: как отзовется ваш ребенок на эти звуки?
Если ваш супруг или кто-либо из родственников играет на музыкальном инструменте, попросите его исполнить для малыша концерт-импровизацию: даже простой перебор звуков способен доставить ребенку приятные минуты, а вам – расслабиться и прислушаться к своим ощущениям от этого.
Помню забавный случай, когда мой сын в возрасте 8 перинатальных месяцев лихо и весело барабанил мне живот под марш, но затих, услышав первые такты «Венского вальса» на открытом класс — концерте преподавателя фортепиано. Когда же когда муж брал гитару, и вечером, по негласной традиции, заведенной нами с первых дней беременности, наигрывал переборами любимые мелодии, сын затихал и … слушал, порою, даже настойчиво требуя продолжения.
Очень рекомендую интересную серию «Колыбельные народов мира» (источник): и как элемент настраивания себе и малыша на сон, и как опыт (на будущее) исполнения колыбельных.
Колыбельные. О них стоит сказать отдельно. Очень рекомендую колыбельную в исполнении А.Герман, кстати, и её творчество вообще; колыбельные из мультфильмов, к примеру «Колыбельная медведицы» («Умка»), «Колыбельная кошки» (аудио-сказка «Кошка, гулявшая сама по себе») и прочее, сборник «Баюшк-баю» Железновых, попевки народном стиле. Они очень легки и гармоничны, а самое главное, мелодичны и приятны на слух. За счет повторов, простого слога, ритмичности их легко запомнить и повторить.
Если вы считаете, что «медведь наступил вам на ухо», стесняетесь звука собственного голоса, то знайте: от природы все люди способны слышать и воспроизводить звуки (исключаем физические нарушения). Порой, человек, не имеющий ни капли музыкального образования, споёт, повторит, подберет мелодию быстрее и лучше того, кто, к примеру, отучился все 7 лет в музыкальной школе. Просто, у некоторых из нас нет четкой связи и наработанного навыка между услышанным и умением его воспроизвести.
Так вот, если вы стесняетесь петь, то попробуйте делать это … в душе. Акустика ванны и льющейся воды сделает из вас, пусть не Паваротти и не Монсеррат Кабалье, но при небольшой тренировке и желании, вполне приличного исполнителя.
И ёще одно. Не удивляйтесь: читайте стихи вслух. В стихе, особенно таких классиков, как Лермонтов, Пушкин, Крылов, — ритм стиха очень созвучен ритму, биению сердца музыки.
Если у вас в доме есть музыкальный инструмент: обязательно играйте сами. Порой достаточно простого перебора нот, чтобы ребенок откликнулся. Если это занятие будет доставлять вам обоим удовольствие, то постепенно, можно переходить к исполнению произведений или совместному их сочинению, а почему нет?
Вот мы и родились!
Начинать можно уже в роддоме. Особо смелые мамы даже поют при родах: чтобы первые звуки, которые услышал малыш, были звуки музыки маминого голоса. Но это для очень смелых 😉
Но начинать можно и с напевания колыбельных. Это самое нежное и сокровенное, что объединяет маму и малыша в первых шагах к музыке. В вашем распоряжении могут быть так же аудио-записи колыбельных. Сейчас много хороших сборников, подборка музыкальных композиций для новорожденных. Чаще всего это классическая музыка или в облегченном исполнении, или ряд современных наработок в этой области.
Уже дома, можно начинать вводить в мир ребенка понятие звук целенаправленно. Точнее — его классификации и оттенки.
Инструменты для этого изготавливаются за пару минут: возьмите баночки из-под крема или т.п., уберите с них все наклейки, наполните их разными крупами и в разных количествах. Назовём их баночки-шумелки. Какие-то просто оставьте пустые, куда-то налейте (не до конца) воду, различными жидкости. Плотно закройте так, чтобы даже вам было трудно их открыть, проверьте герметичность, отсутствие зазубрин и прочего. Т.к. процесс познания звука ухом-слухом на первых этапах неотделим от вкусового анализа.
Каждая из баночек-шумелок должна издавать характерный звук:
- громко-тихо,
- приятно (мягко) – резко,
- может даже близкие по звучанию, но всё же отличимые и различимые звуки.
Игры с баночками-шумелками. Проводим ежедневно:
- во время процедур: купание, массаж, переодевание, гигиенические процедуры и т.п.
- во время бодрствования ребенка.
Как проводить игры: вы называете имя ребенка, привлекая его внимание. Затем сообщаете: «Сейчас будет… (тихо, громко, приятный звук… и т.д.)». Затем сами издаёте звуки баночкой. Рекомендую обучать сразу парным характеристикам звука.
Постепенно, малыш уже будет четко знать эти характеристики. Затем, можно повторять эти игры, но уже привлекая ребенка самого создавать звук: вложите в его ручку баночку, назовите звук, помогите малышу извлечь этот звук. Кроме того, мы не просто вводим эти понятия в жизнь ребенка, мы постоянно находим их в реальной жизни. Затем приходит очередь погремушек, детских бубнов, маракасов, металлофонов, — всё то, что в зависимости от возраста ребенка могло стать и безопасной игрушкой, и полезным опытом извлечения, воспроизведения звука.
Звуки музыки. Их так же можно и нужно вводить в мир ребенка с первых дней. Включайте аудио-записи опер, балетов, песен, классической музыки. Всё, что близко вашей душе. Очень важен при этом телесный контакт при прослушивании музыки, пусть малыш при этом ещё и слышит биение сердца мамы или папы: то, как оно откликается на эту музыку. Если у вас есть инструмент, заведите привычку, проигрывать хотя бы 7 ноток, называя их малышу: по порядку, в разброс, просто напевая любые слова на эти нотки. Попросите делать это кого-либо из близких.
Хорошим помощником станет металлофон. Достаточно поставить его на такое место, мимо которого вы чаще всего проходите в течении дня. И теперь, вновь проходя его, ударьте мягко молоточном и озвучьте ребенку: «Дзынь… Это нота до.» и т.д. Можно наигрывать несложную мелодию.
Главное: не создавайте такие звуки, громкость музыки, которые могут напугать малыша. При отрицательной реакции на них мгновенно прекращайте игры.
Рекомендую слушать с малышом:
- колыбельные (в исполнении обоих родителей по отдельности, а порой даже дуэтом);
- прослушивание классических мелодий;
- декларирование Пушкина;
- прослушивание репертуаров А. Челентано, Карла Готта, итальянской эстрады, зарубежные композиции;
- музыка йодли
- народные песни хорового и сольного исполнения;
- прослушивание любимой музыки родителей;
- прослушивание этнических композиций;
- инструментальная и вокальная музыка;
- просмотр классических балетов, опер и т.п.
- живое исполнение музыки.
Слушать можно и пассивно: во время кормления, лёжа, во время сна, — и активно: танцуя с малышом на руках, прыгая на фитболе и прочее.
Врожденное у детей чувство ритма и любовь к музыке, очень рано просыпается в детях при таком подходе: они начинают активно гулить под любимые мелодии, качаться, вертеть головой.
Позднее: легко повторить движения танцоров, дирижеров, где-то, даже выводя голосом понравившийся напев.
Кроме того, когда ребенок чуть подрастет, дайте ему первые пальчиковые краски и включите любимую композицию и наблюдайте: малыш, не достигший даже 1 года, уже выбирает – цвет и форму выражения эмоций от той или другой композиции.
Если вы решили приобрести детский музыкальный инструмент, сначала прослушайте его звучание, отдавайте предпочтение негромким, чистым, приятным звукам. Громкие – могут напугать кроху, отбив у него желание познавать музыкальный звук вообще. При выборе игрушечного музыкального инструмента учитывайте и тот факт, сколько по времени выдержат и ваши уши первые попытки самостоятельного музицирования на этом инструменте вашего малыша.
Где-то начиная с 12 месяцев, можно пробовать вводить музыку и в теоретическом аспекте:
- просмотр презентаций на тему музыки;
- просмотр детских обучающих фильмов, мультфильмов на аналогичную тему;
- первое знакомство с нотной грамотой.
Рекомендую вам интересный фильм «Крошка Гений».
Период физической самостоятельности ребенка.
И вот как раз тут, хочется напомнить о том, что такое музыкальные способности: музыкальные способности – это способность воспринимать (слышать и слушать) музыку, исполнять музыку, воспроизводить её голосом или инструментом, способность принять, запомнить законы и правила музыкальных знаний.
Если до года, ребенок, в силу своих физиологических особенностей, больше пассивный слушатель, то с момента хождения, даже сидения (!), он уже может принимать участие в том же самом воспроизведении музыки, исполнении, а порой, даже её сочинении.
Если у вас есть музыкальный инструмент: познакомьте своего кроху с ним. Не важно, 2 месяца ему или уже 2 года. Прикоснитесь к клавишам, струнам, дайте возможность послушать то, как звучат звуки, которые рождаются от этого прикосновения. Попросите или помогите ребенку самому создать подобный музыкальный звук.
Сводите ребенка на концерт в ближайшую музыкальную школу: пускают туда бесплатно и с радостью. Даже полугодовасика? А почему нет! Если пребывание там не доставит дискомфорта ни вам, ни ребенку, ни окружающим людям.
Начните играть в игры:
- повтори звук (издайте его маракасом, барабаном, затем покажите малышу, что от него требуется, как воспроизвести звук, потом – всё больше предоставляя в этом свободы ему самому).
- стимулируйте пение ребенка. Пение – воспроизведение голосом музыки, её мелодии. Можно учить мурлыкать (воспроизводить напевом мелодию, не проговаривая слова), постепенно переходя уже к более сложной форме: пение со словами.
- совместно занимайтесь по несколько минут на инструменте;
- слушайте вместе классическую музыку,
- воспользуйтесь серией образовательных мультфильмов: «Маленькие Энштейны» (на русском или любом другом языке), «Шишкина школа. Музыка»
Как только ребенок стал самостоятельно передвигаться:
— учите его простым танцевальным движениям, показывая их: ваш пример очень важен для малыша. На первых этапах помогайте ребенку скоординировать движения. Манипулируйте его ручками, ножками.
— хлопайте в ритм, такт любимым музыкальным произведениям; сначала ручками малыша, затем просто вместе с ним;
— слушайте вместе музыкальные аудио-сказки: это отличная тренировка навыка прослушивания музыки;
— скачайте песни из мультфильмов, слушайте их и пойте вместе, инсценируйте их, снова танцуйте!
— ходите на концерты живой музыки; инструментальной и вокальной;
— исполняйте сами, пусть даже пару нот, но на инструменте, стимулируя интерес ребенка к этому процессу: не пресекайте попытки исполнить самому, направляйте, тактично, ребенка, подсказывайте, как можно получить звук из инструмента;
— показывайте озвученные презентации о музыкальных инструментах: просите ребенка повторить их названия, давайте слушать их звучание – пусть ребенок попробует угадать: какой инструмент звучит? Придумывайте интересные ассоциации к звуку и инструменту, что его издаёт, к примеру: треугольник – льдинка, барабан – град или дождь за окном, рояль – бегемот с открытым ртом и т.д.
— обзаведитесь сборниками музыки Железновых: за счет обилия музыкальных композиций, вы можете подобрать песенки под любое занятие для вашего малыша.
— приобретите звуковые музыкальные плакаты;
— пусть среди игрушек вашего крохи будут 3-5 музыкальных инструментов: играйте с ними, устраивайте домашний оркестр, распределите в нем роли дирижера, исполнителей;
— читайте и рассказывайте малышу о людях музыки, показывайте соответствующие картинки;
— приобретите специальную литературу, с помощью которой вы можете изучить основы музыкальной грамоты с малышом. Вам могут пригодиться следующие книги, к примеру:
- Нотная азбука, Наталья Кончаловская.
- Давай поиграем, Наталия Рябухина
- Новый музыкальный букварь, Оксана Иванова, Ирина Кузнецова
- Крохе-музыканту. Нотная азбука для самых маленьких. Ирина Королькова
- Первое музыкальное путешествие. Ольга Римко.
- Музыка. Нурия Рока
- Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей. Лютова, Груздова.
— продолжайте проводить все игры, указанные выше на характеристики звука, усложняя их: оставив только музыкальные звуки. Просите ребенка рассказать о том, какая это музыка: весёлая, грустная; быстрая, медленная и т.п. Чтобы ребенок мог понять эти характеристики, нужно активное ваше участие:
— темп музыки. Двигайтесь под музыку. Быстрая: побежали. Медленная: можно лечь и ползти подобно змее или черепахе. Весёлая: закружитесь с ребенком в импровизированном танце,- грустная: заранее приготовьте картинки с печальными или грустными лицами, расскажите, почему и что происходит на картинке.
— играйте в музыкальные прятки. Дети вообще любят прятки J. Задача ребенка:
- найти нотку, которая звучала;
- найти инструмент, который звучал (предложите на выбор ряд картинок);
- попробовать повторить песенку с мамой, чтобы найти, где спрятался….
Подберите песенки с различными персонажами, приготовьте карточки-картинки к ним, к примеру: «Песенка кота Леопольда»: «Я весь день сижу на … (крутом бережку)», — исполняем вместе с мамой и ищем карточку берега.
— стройте с малышом нотные башенки: возьмите кубики, пусть башенка в 1 кубик будет ноткой До, два кубика – Ре, три – Ми и т.д. Приготовьте или инструмент или аудио-файлы, каждый раз построив новую башенку, давайте ей имя ноты и озвучивайте её звуком.
— воспользуйтесь замечательным мультфильмом «Детский альбом Чайковского», чтобы обучить ребенка основам: вальсу, польке, маршу. Танцуйте вместе с ребенком.
— демонстрируйте ребенку видео, где в роли исполнителей музыки выступают другие детки, желательно возраста вашего ребенка. Обсуждайте, рассказывайте о том, что видели, делитесь впечатлениями от увиденного.
— обсуждайте с ребенком музыку, которая ему нравиться. Продемонстрируйте ему, что музыка может не только звучать, но и её можно исполнять: подберите или найдите ноты любимой композиции вашего ребенка, исполните её ему, предложите попробовать исполнить самому ( с вашей помощью, конечно!).
Сколько бы лет не было вашему ребенку: 2 месяца, 2 года, 12 лет, — если вы хотите привить ему любовь к музыке, то надо всегда придерживаться двух правил:
— занятия музыкой должны быть интересны ребенку, проводиться в игровой индивидуальной форме:
— вы должны быть активным участником этих занятий.
Развитие музыкальных способностей ребенка – это возможность открыть ему новый мир чувств и гармонии. И это под силу каждому. Главное, захотеть это сделать!
С уважением, Марина Андреева-Доглядная.