Тема отпуска одна из моих любимых, так как отпуск дает возможность познакомить ребенка с новыми странами и культурами в легкой и игровой форме. Знания, полученные во время отпуска могут быть более глубокими и эмоциональными, чем на самом интересном уроке географии.
Давайте поговорим о том, как сделать отпуск насыщенным и интересным. Не буду от вас скрывать, что подготовка качественного развивающего отпуска большой труд! Лучше начинать готовиться к отпуску в тот момент, когда вы решили, что точно отправляетесь в путешествие. Несмотря на сложность подготовки, ваши усилия окупятся, как только ребенок вернется домой и начнет с восторгом в глазах рассказывать бабушкам, дедушкам и друзьям о том, что с ним было. Это будет не просто купание в море, а целое увлекательное приключение!
Ну а теперь попробуем описать алгоритм вашей подготовки к отпуску. Что вам необходимо сделать, чтобы отпуск прошел незабываемо.
- Собрать теоретическую информацию о том месте, куда вы едите. Лучше искать конкретную информацию о городе или острове или провинции, где вы будете отдыхать, а также основную интересную и необычную информацию о стране. Например, мы ездили в Грецию, на остров Родос, когда ребенку было 3 года (говорю о возрасте, так как от него зависит то, что вы будете делать и как). Что я искала? Легенды и мифы об острове Родос, и легенды и мифы о древнегреческих богах вообще, информацию о Древней Греции, так как это мне показалось интереснее, чем рассказывать о современной Греции.
- Изучить достопримечательности, которые будут располагаться в непосредственной близости от вас и выбрать те, которые подойдут по возрасту для вашего малыша. Не стоит питать иллюзий, что ребенку понравится экскурсия на целый день под палящим солнцем в пустыню или по каким-то развалинам. Это нам интересно и то не всем, а ребенок может очень быстро устать, и ваша экскурсия превратится в пытку и для вас и для него. Экскурсий не должно быть много.
- Придумать игры на основе собранной информации.
Придумать игры тоже не просто, поэтому для начала вы должны определиться, что именно вы хотите, чтобы ваш малыш узнал о стране или месте, в которое вы едете. Например, если уже разбирать Грецию по пунктам, чтобы проще было ориентироваться, то сразу возникает мысль, что ребенок увидит без игр?
Еду греческую и даже попробует, пейзажи, море, дома и постройки.
Как это можно использовать во время отпуска?
Море. Можно просто об этом говорить, например, гуляете вы вечером около моря и предлагаете ребенку послушать легенду об этом море, садитесь на песочек и смотрите на лунную дорожку, а сами рассказываете о том, как Эгейское море получило свое название. И выглядит это не просто как рассказ, а как тайна загадочная и прекрасная, особенно когда море плещется у ног ребенка, а ручки зарываются в песок. И я уверена, что ребенку настолько понравится такой рассказ, что он будет просить вас еще и еще рассказать ему эту «сказку», а под конец отпуска уже не вы, а он вам поведает древнюю легенду о Тесее, Минотавре и Эгее. А теперь вопрос правда риторический. Это похоже на принудительное занятие? Нет, но именно это ребенок запомнит надолго!
Пейзаж. Что в нем может быть необычного, кроме моря? Горы, много гор на острове. Если до этого ребенок видел горы только на картинках, то на него это произведет неизгладимое впечатление. А сколько всего можно узнать про горы. Тут не надо быть географом, достаточно просто рассказать о том, что горы состоят из камней и тут же на пляже собрать свою гору из камушков, которые выбросило на берег волной. А если много гор рядом, это целая горная цепь и тут же вы можете эту цепь построить или взяться руками все вместе и встать как горы! А можно попытаться принять образ гор, наклониться в ту же сторону или плечо приподнять, т.е. создать силуэт гор, который вы видите перед глазами. А горы из песка строить! И вот гору построил, пещеру выкопал в ней и тут …. Ведь целый мир можно разыграть и на урок то совсем не похоже, а сколько знаний ребенок получил своими глазами, эмоциями, руками наконец.
Дома. Это одно из увлекательных занятий, где бы вы не были, дома везде разные, даже если кажется, что они похожи. Что можно сделать? Можно поиграть в игру, найди отличия домов, которые есть в вашем городе от местных домов. И так вы точно не забудете, какие дома в стране, где вы были. Можно искать что-то необычное в их облике. Например, в Греции на крышах домов (очень многих) стоят солнечные батареи и жители острова используют эту энергию у себя дома. Вы только задумайтесь, это же целый клад для игр. Солнечная энергия из солнечных батарей. Это как???? Такой вопрос точно у ребенка возникнет. А вот так! И тут вы можете рассказать словами, показать руками. Представьте зеркало солнечной батареей. Положите на голову зеркалом вверх и скажите малышу, что солнышко попадает и он может ручками ножками шевелить, а потом зеркало рукой закрываете и нет солнышка и шевелиться нельзя. Легко интересно просто, а ребенок то это запомнит и еще сам потом играть так будет и друзей научит. А разве это занятие? Нет.
Вы можете сейчас сказать, что Греция, остров, интересно! А что делать, если вы едете на поезде довольно долго и место, куда вы приехали не такое легендарное?
Да все тоже самое!
Я уверена, что в каждом даже самом маленьком городочке или деревне можно найти что-то свое, что-то, за что можно зацепиться и развить тему.
Нам предстояла длительная дорога зимой в поезде. Честно скажу, я сначала испугалась, что, что придумать, чтобы не заскучать и ребенку было интересно? Ведь в поезде нет моря, гор, солнца!
Зато есть сам поезд и мальчишкам, да и девчонкам будет интересно узнать о нем подробнее, а если превратить ваше путешествие в игру? Я в итоге сделала альбом с заданиями практически на каждое наше действие. Сели в поезд и тут появился сюрприз. Маленькая пальчиковая игрушка, которая стала для дочки другом и предложила ей новый сюрприз. Целый альбом с планом путешествия и заданиями. Задания касались поезда, сбора чемоданов, сотрудников поезда и его состава и т.д. Я заранее нарисовала план маршрута и отметила все города, которые мы проедим и по мере того, как мы их проезжали дочку ждали игры истории и задания про этот город. Пока мы доехали до пункта назначения, у нас было впечатление, что мы побывали в нескольких городах, а благодаря такой игре, мой ребенок запомнил наш маршрут и чем знаменит каждый город. Естественно пока я создавала этот альбом мне пришлось многое прочитать сделать, сшить и смастерить, но дорога была интересной и мы все получили огромное удовольствие.
А что делать, если возможности основательно подготовиться к отпуску нет, а сделать его познавательным хочется? Тогда можно обозначить программу минимум. Найти информацию о месте, куда вы едите. Интересные факты, места, музеи и т.д. Взять в дорогу несколько детских книг по схожей тематики с играми и заданиями (о море, о лесе, о животных и т.д. выбор в магазинах очень большой). Обязательно в поездку нужно взять чистый альбом, фломастеры. Если вы едите на море, то не поленитесь, прихватить краски и кисточки. Этого набора вам вполне хватит, чтобы быстро составить развивающую игру прямо здесь и сейчас, ориентируясь по ситуации.
С уважением, Костюченко Мария
Руководитель онлайн-школы «Учимся играя»