Лето – это пора ярких и необычных игр. С чего начать знакомство с летом? Конечно, с радуги. Данное тематическое занятие вы можете провести, как со своим ребенком дома, так и с группой детей от 1,5 лет. Итак, начнем?
В гости к детям приходит персонаж. Я приглашала к нам на занятия деревянного мальчика по имени Гурвеник, которого я привезла с собой из путешествия по Праге (Вот тут можно познакомиться с ним и нашими играми). Так как имя Гурвеник слишком сложное для малышей, то он был представлен как Клёпа.
После того, как Клёпа знакомится с детьми, он рассказывает им сказку.
«Больше всего я люблю путешествовать и однажды во время путешествия я познакомился с маленькой обезьянкой, Аришей. Она жила рядом с высоким водопадом и часто видела над ним красивую радугу…» (текст сказки вы можете найти тут)
Клёпа: И мы сегодня с вами попробуем не только создать радугу, но и подружиться с ней.
Опыт. Создаем радугу.
Клёпа: Ребята, давайте проверим слова дождика и посмотрим, как образуется радуга. Дождь сказал, что радуга живет в каплях воды на солнце. Поэтому возьмем воду, фонарик (это будет наше Солнце), еще нам потребуется зеркальце и белый лист бумаги.
Чтобы сделать радугу своими руками, понадобится:
- Мелкая посудина (кастрюля)
- Вода
- Солнечный свет или электрический
- Белая поверхность или лист бумаги
- Зеркало
- Наполните небольшую посудину водой наполовину.
- Поместите в воду зеркало под углом.
- Направьте свет от фонарика в воду в том месте, где зеркало уходит под нее (или, если вы предпочитаете выполнять эксперимент с дневным светом, вынесите посудину на улицу и поставьте так, чтобы лучи били прямо в зеркало, находящееся под водой).
- Держите над зеркалом белый лист бумаги, подстроив угол так, чтобы появилась радуга.
Такой способ отлично подойдет для игр с детьми старше 4 лет, а с малышами мы использовали CD диск для того, чтобы поймать радугу.
Направляя луч света от фонаря и меняя угол наклона CD-диска, можно получить и радужную полоску, и круговую радугу.
Танец. Светит солнышко в окошко (тут есть музыка 3 и 4 песня в списке)
Играет музыка и дети под нее выполняют движения:
- Смотрят в окно
- Хлопают в ладоши
- Кружатся
- Танцуют
- Прячутся под зонтиком при словах «Дождь пошел»
Эксперимент дождь в банке
Эксперимент для детей «дождевые тучи» из крема для бритья поможет узнать детям о том, как устроены облака и дождь.
— Помните, что сказал Арише дождь? Что радуга появляется в его капельках. А что такое дождь? Вы знаете?
— Это капельки, которые падают с неба.
— А откуда он идет?
— Из облачка или тучки.
Как рождается дождь? Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках. Вода под лучами солнышка испаряется, крошечные капельки поднимаются в воздух и там соединяются. Капельки воды превращаются в большое облако, облака в тучи. Капелек много и тучка уже не помещает их, становится тяжелой. Вот тогда на земле начинается дождик и мы бежим за зонтиками.
Давайте и мы с вами попробуем сделать дождик. Только у нас он будет необычный, радужный. Каждый ребенок получает:
- Стакан или банка
- Вода
- Пипетка или спринцовка или шприц
- Пена для бритья
- Пищевой краситель
Начните с простейшего — попросите каждого ребенка наполнить стакан водой, не доливая до краев (использовать можно небольшую леечку или другую емкость с водой).
Затем аккуратно добавьте слой пены для бритья на воду. Обязательно проследите за тем, чтобы он не был слишком плотным, иначе вам долго придется сидеть и ждать магии. А это скучно. Пена для бритья — ваше облако, а вода — атмосфера.
Теперь просто добавьте несколько капель пищевого красителя на пену. Каждый ребенок может это сделать при помощи пипетки или лучше спринцовки) Краситель постепенно начнет проседать через пену и падать в воду, которая находится под «облаком». Кажется, что это действительно дождевые полосы. Выглядит просто волшебно!
Интеллектуальная часть
Занятие проводим за столом. Задание выдаем в зависимости от возраста детей.
С детьми 1+
Наша радуга волшебная решила порадовать нас и приготовила необычный подарок. Она превратилась в разноцветное мороженое. Но подул ветер и перемешал палочки само мороженое и теперь скушать его нельзя.
Давайте поможем радуге и соединим по цвету палочки от мороженого и основу такого же цвета
Каждый ребенок получает набор из 7 картонных основ мороженого и 7 палочек с пометкой цвета. Задача соединить части мороженого
С детьми 2+
Посмотрите, наша радуга решила поиграть с нами. Она вырастает из разных геометрических фигур. Но начался ураган и наша радуга распалась на несколько частей. Давайте, ребята, поможем ей. Соединим части радуги так, чтобы на ее концах были одинаковые геометрические фигуры (скачать)
С детьми 3+
Объяснение аналогично предыдущей игре, только вместо геометрических фигур цифры и количества.
Каждый ребенок получает набор карточек от 3 до 5 (наборов).
Интеллект и моторика
- Собираем радугу из деталей конструктора (если подберем цвета) или нанизываем на синельную проволоку бусины (тут проще, покупаем недостающие бусины нужного цвета). Каждый ребенок получает набор деталей или бусин и собирает радугу
- Пособие с прищепками (делаем заранее) каждому ребенку раздаем 7 прищепок и по очереди прицепляем к соответствующему сектору.
Эксперимент радуга в банках
Ребята, готовы еще поиграть с нашей радугой. Сейчас я раздам каждому из вас кусочек бумажного полотенца. Вместе с мамами в попробуете сложить его вот так (складываем широкий лист в полоску). У меня есть 7 баночек с водой. Каждый из вас сейчас поможет мне раскрасить воду в один из цветов радуги (детям раздается краситель и каждый ребенок окрашивает воду в своей банки в определённый цвет). Теперь расставим баночки в порядке расположения цветов в радуге (проговариваем последовательность).
Молодцы. Теперь выкладываем каждый сою полоску полотенца в баночки так, чтобы один конце опущен был в одну банку, дугой – в соседнюю. А теперь смотрим и наблюдаем. По полотенцу цвета должны побежать вверх и переливаясь создать радугу.
Творческое занятие. Радужная бабочка – говорим о симметрии
Ребята если вы внимательно будете смотреть по сторонам во время прогулок. То сможете найти радугу везде. А сейчас мы с вами попробуем создать радужную бабочку.
Каждому ребенку раздаем лист бумаги А4 (заранее он был сложен пополам и снова разложен, чтобы остался след по центру). карандашом с одной стороны намечены контуры бабочки. Мы предлагаем детям раскрасить ее обильно гуашью или акрилом (чтобы был густой слой) Использовать надо по возможности все цвета радуги.
Рисовать надо быстро, чтобы краска не успела высохнуть.
Ребята, вы молодцы. Но у нас получилась только половина бабочки. Давайте сложим лист пополам (показываем как). Теперь хорошо прижмем и прогладим его рукой (чтобы остался отпечаток) и раскроем лист. У нас получилась симметричная бабочка. Это значит, что она совершенно одинаковая с двух сторон.
Вы молодцы!