Язык — это не просто средство общения. Язык сам по себе целый мир. В этом мире есть свои правила, свои закономерности. И ребенок с первого дня рождения начинает эти закономерности изучать. В первые годы становления речи перед малышом стоит огромная задача научиться правильно пользоваться инструментами языка.
Но просто высказать свою мысль — этого мало. Язык предоставляет нам огромное количество выразительных средств, которые помогают разнообразить речь, делают ее более гибкой, гармоничной и интересной другим людям. А последнее — немаловажно! Искусство общения в наш век является залогом успеха в любой деятельности — продаете ли вы газеты в киоске или являетесь директором крупной корпорации. К сожалению, в наших детских садах и школах практически не уделяют внимания обучению риторике, ораторскому искусству. А ведь это очень бы пригодилось нашим детям в дальнейшей жизни. Поэтому обучение речевой культуре целиком ложится на плечи родителей. И первая ступенька в этом обучении — познакомить малыша с богатством языка, научить пользоваться его выразительными возможностями. И, как и многое, лучше это делать в игровой форме. Сегодня я хочу поделиться с вами примерами филологических игр, в которые мы играли с моими детьми.
Начиная уже с двух лет, когда ребенок только начинает строить первые предложения, можно предлагать ему играть в эти игры. По мере овладевания речью (а это в таком возрасте происходит стремительно), можно усложнять задания, постоянно корректируя их в соответствии с интересами и возможностями ребенка.
Рифмовка.
Построение простейших рифм, а позднее, простых стихотворений помогает ребенку научиться пользоваться богатством языка. Обычно сочинять рифмы детей даже не нужно учить — они сами, в подражание ли услышанным первым колыбельным и потешкам, в силу ли заложенного в них чувства ритма, начинают рифмовать, часто придумывая нужные слова на ходу. Тут мы можем помочь малышам, давая послушать как можно больше образцов хорошей поэзии, знакомя их с разными размерами стихотворений.
Мы в семье практикуем игру, когда игроки по очереди придумывают строчки для общего стихотворения. Получается очень забавно.
Паровозик.
Эта игра — производная от игры «В города». Так же как в ней, надо по очереди называть слова, каждое из которых начинается на ту букву, на которое закончилось предыдущее. Например, Киев — Вологда — Алушта и т.д. Но для маленьких детей снимается ограничение придумывать слова только из области географии. Игра помогает актуализировать словарный запас, а также служит очень важной цели научить ребенка четко выделять звуки в слове. Особенные сложности на первых порах вызывает определение последнего звука, ведь в русском языке окончания слов часто глотаются. И еще один очень полезный эффект от этой игры — ребенок учится ставить слова в начальную форму (единственное число, именительный падеж), отсекая все производные данного слова.
Кентавр.
Игра заключается в том, чтобы из двух данных слов составлять сложное слово. Обычно мы играли в получение новых названий животных. Например, что за зверь будет, если соединить зебру и крокодила? Зебродил! Это нехитрое развлечение научит детей правилам словообразования и поможет развить интуицию в понимании того, как по-русски сказать можно, а как «не звучит».
Одна буква.
Загадывается какая-нибудь буква, и надо составлять предложения, все слова в котором начинаются на нее. Например, загадана буква «Л»: Леопард лазает лучше лося. Если ребенку еще трудно выполнить это задание, то его можно облегчить, попросив его отвечать на ваши вопросы словами только на эту букву. Например, что лежит на столе? — Лупа. Что малыш видел на улице? — Лужу.
Противоположности.
Правила простые: вы называете слово, малыш подбирает противоположное ему по смыслу (антоним): день-ночь, мягкое-твердое и т.д.
Каким бывает?
Дается какое-нибудь слово, надо по очереди называть к нему эпитеты. Кто последний закончит, тот и выиграл. Например, загадали слово «чайник«. Он бывает горячим, металлическим, большим, заварным и т.д. Игра помогает разнообразить речь и сделать ее более образной.
Существует еще множество других вариантов игр в слова. В следующий раз мы продолжим рассматривать их на примере более старшей возрастной категории деток около пяти-шести лет.
Пироженко Татьяна