Здравствуйте, меня зовут Татьяна Пироженко и сегодня мы с вами поговорим о том, как с пользой удовлетворить детское любопытство и как сделать занятия науками интересным и увлекательным.

Возрастной феномен  «Почемучек».

В жизни каждого ребенка настает момент, когда он задает свой первый вопрос. И после этого на родителей начинают градом сыпаться разнообразные «что?», «зачем?» и «почему?».

Исследователи подсчитали, что в день средняя мама отвечает на 288 вопроса, т.е. 23 вопроса в час. Это гораздо больше, чем врачи (18 вопроса в час) или учителя (19 вопросов в час), которым по долгу службы приходится работать с детскими вопросами. Самый разгар возраста «почемучек» приходится на 3-4 года. Именно тогда любознательный малыш спрашивает все подряд. И даже то, что прекрасно знает сам. Он хочет убедиться, что, во-первых, сам понял все правильно, а, во-вторых, ему нужен сигнал от взрослых: «Мы тебя слышим, мы тебе поможем, мы рядом». Не стоит отмахиваться от вопросов ребенка, даже если вы считаете, что задает он их просто так, чтобы «понадоедать». Ведь то, как вы ответите на его интеллектуальный запрос, поможет ему выстроить правильную иерархию ценностей. Сказав: «Отстань, не видишь, мне не до твоих глупостей!», вы понизите самооценку малыша, продемонстрируете ему, что его интересы, его мысли для вас не имеют значения. И рискуете через десяток лет, когда ребенок станет подростком, получить в ответ на свои попытки поговорить с ним точно такой же ответ. Слайд9

По мере взросления ребенка детские вопросы перестают быть такими интенсивными, но зато они становятся более качественными. Для ответа на вопросы старших дошкольников и младших школьников уже недостаточно краткой фразы. Часто требуется подготовить развернутый ответ, а то и провести целое занятие на затронутую тему. Вполне возможно, родители сами не знают правильный ответ. Но не бойтесь показаться малышу некомпетентным. Родители – не профессора, они не могут быть экспертами в любой области. Но что они могут сделать, так это научить ребенка ставить правильные вопросы и самостоятельно мыслить. Время, которое вы проведете с ребенком, погрузившись в изучение какой-то темы, гораздо продуктивнее мгновенного (и не всегда точного) ответа. Малыш не только получит информацию, которая его интересовала. Он получит наглядный пример того, как добываются знания, как работают с источниками и как устроен процесс познания.

С возрастом любознательность детей как бы «затухает». И во многом тут виноваты мы, взрослые. Не придавая значимости детским вопросам, мы приучаем ребенка держать их «при себе». Вспомните, всегда ли воспитательница в детском саду, учительница в школе, или уставшая после полного трудового дня мама готовы внимательно выслушать ребенка?

Но существует и еще одна, прямо противоположная причина – ответы на детский вопрос даются слишком скоро и слишком конкретно. Особенно этим грешат педагоги. Вся система образования построена на том, чтобы втиснуть в голову маленького человечка как можно больше информации как можно быстрее. Мало кто помнит, что вопрос должен «созреть». А ведь надо дать малышу время переварить какой-то кусок информации, дождаться, пока ребенок сделает из него свои выводы и естественным путем дойдет до следующего вопроса. Предлагая сразу готовый ответ, мы лишаем малыша возможности подумать над темой. Поэтому краткий интерес быстро сменяется следующим, а полученный ответ мгновенно забывается, уступая место новым «почему?».

КАК ОТВЕЧАТЬ НА ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ.

Отвечая на детские вопросы, следует придерживаться нескольких правил, которые варьируются в зависимости от возраста:

  1. Для младших детей ответ должен быть максимально кратким, максимально наглядным, в нем желательно использовать только те понятия, которые знакомы ребенку из личного опыта. И сам ответ должен быть однозначным. В детском мире белое-это белое, а черное-черное. Полутона возникают позже. На этом этапе не следует увлекаться обширными рассказами и долгими играми по теме вопроса. Фокус внимания малыша может быть сосредоточен на одной теме около 5 минут. Поэтому вам надо постараться втиснуть все, что вам хочется рассказать, в эти временные рамки. Имейте в виду, что ваш малыш будет с удовольствием участвовать в тематических играх, но вряд ли сможет проследить логическую цепочку, которая ведет от его вопроса к вашему ответу. Он все принимает «на веру», поэтому пока бесполезно приводить ему строгие доказательства.
  2. Для старших дошкольников и младших школьников ответ может быть уже гораздо более развернутым. В него хорошо включать не только ответ на конкретный вопрос, но и сопутствующую информацию. Тут надо максимально задействовать игровое обучение. Кроме того, очень полезно объяснение строить так, чтобы малыш сам сделал окончательный вывод. Пусть даже номинально. Это повышает самооценку и эмоционально окрашивает полученную информацию в яркий цвет, что способствует ее лучшей запоминаемости.
  3. Старшие дети и подростки тоже требуют своего подхода. Для них желательно строить объяснения так, чтобы вопросы больше задавали вы, побуждая ребенка самого рассуждать и искать ответ. В этом возрасте сам процесс мышления значит чуть ли не больше его результата. При этом обязательно надо делать упор на то, что большинство вопросов не имеют однозначного ответа. Мир сложен и не вписывается в рамки ни одной теории. Утверждать, что знаешь истину, неразумно. Самые интересные вопросы не имеют и не могут иметь ответ. Изучая их, мы можем только анализировать проблему и порождать все новые вопросы, бесконечно приближаясь к абсолютному знанию. И это не недостаток нашего мышления, а его преимущество.

ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ НАГЛЯДНУЮ ДЕМОНСТРАЦИЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ. РОЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. 

И в любом возрасте, 3 годика вашему ребенку или 15 лет, большую роль в процессе познания играет эксперимент. Дальше я буду говорить преимущественно об изучении естественных наук, хотя и в гуманитарных опыт и эксперимент тоже вносят существенный вклад.

Обучение через эксперимент – это естественная для ребенка форма познавательной деятельности. Еще не умея не только логически мыслить, но и просто понимать слова и объяснения, малыш познает мир, на собственном опыте изучая его свойства. Понаблюдайте, как младенец играет с погремушкой. Разве это игра? Это настоящее научно исследование: «А что будет, если…?». И всю дальнейшую жизнь этому человечку будет понятнее не абстрактные рассуждения, а знания, полученные в ходе собственной деятельности.

Поэтому если мы хотим, чтобы знания, которые мы даем ребенку, им усвоились, мы должны избегать абстракций. Через свои руки, через свои глаза и уши ребенок получает основную пищу для размышлений. Сколько бы мы ни изучали, например, слонов по энциклопедиям, интернету и фильмам, редко кто удерживается при виде живого слона от возгласа: «А я и не думал, что слон такой!» Недаром говорится: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Точно так же это относится к научным понятиям. Можно очень долго и подробно рассказывать ребенку, что такое ток. Но пока вы не покажете ему, как работает электрический моторчик, пока не соберете простейшую батарейку из картошки своими руками, пока не научите пользоваться электрическими приборами, он так и не уяснит себе это понятие и оно навсегда останется в его голове мертвым грузом. А так как наш мозг имеет свойство «выбрасывать» из памяти все, чему не нашлось практического применения, то вскоре все, что вы рассказали малышу, сотрется из его головы.

Слайд10

Есть фантастический рассказ у Роберта Хайнлайна «Пасынки Вселенной». В нем рассказывается о том, как космический корабль много поколений летит к планете для ее колонизации. У будущих поселенцев есть все необходимое: знания, зафиксированные в книгах, инструкции по освоению новой земли, умные машины. Но так как люди родились уже на космическом корабле и не знают ничего другого, то эти знания для них пустой звук. Та картина мира, которую они построили себе, используя эти знания, не имела ничего общего с реальностью. А все из-за того, что они были лишены возможности применять свои знания на практике или соотнести их с какими-то знакомыми им понятиями.

КАК СТРОИТЬ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЕСТЕСТВЕННЫМ НАУКАМ.

  Подготавливая тематическое занятие для ребенка, постарайтесь насытить его наглядным материалом. Даже если вам кажется, что малыш уже хорошо представляет себе явление или понятие. Говорите о яблоке – лучше иметь перед собой это яблоко. Говорите о каком-то абстрактном понятии – найдите для него доступную аналогию, подбирайте опыты, визуализирующие его. Например, «невидимое» магнитное поле можно сделать видимым с помощью железных опилок, звуковые волны – с помощью демонстрации дрожания от них поверхностей и т.д.

Кроме подготовки наглядного материала позаботьтесь о том, чтобы ваше занятие логическим путем привело малыша к нужному выводу. Не стоит давать ему сразу все ответы и сразу всю информацию. Проходя все ступеньки исследования: от формулировки гипотезы до вывода, малыш получит не только знание, но и ценнейшие навыки логического мышления. Например, проще всего на вопрос «Почему замерзает вода?» ответить коротко: «От холода». Но лучше будет, если вы спросите малыша, что он думает по этому поводу. А потом попробуете вместе с ним проверить его гипотезу, поставив опыт. А уже по результатам его пусть малыш сам скажет, так это или не так.

Для этого используйте в занятии элементы научного метода познания. Пусть ваш малыш еще слишком мал, а вопрос, который он задал, слишком прост. Это не имеет значения. В ходе занятия нужно придерживаться строго научных методов и доказательств.

У меня в блоге можно посмотреть классическую постановку научного эксперимента для ответа на вопрос в «Клуб почемучек» про температуру чая с молоком.

Занятие по естественным наукам обязательно должно включать в себя эксперимент. Ведь на то они и естественные науки. Все, что они изучают, можно потрогать, рассмотреть, понаблюдать в естественной среде. На начальном этапе даже необязательно рассказывать малышу теоретическую базу наблюдаемого явления. Попробовали, увидели, запомнили. А объяснить можно потом, когда накопится достаточная база знаний. Но если ребенок задает вопрос, каким бы он не был сложным для понимания, – отвечайте.

Используйте сравнение. Недостаточно просто показать, как проходит опыт. Надо обязательно сделать так, чтобы ребенок видел, что будет в других случаях. Например, изучая, как растворяется в воде сахар, надо не просто его растворить, но и попробовать сделать это в разных условиях: в теплой и в холодной воде, крупные и мелкие кристаллы и т.п.

Как можно меньше слов – больше дела. Стройте занятие так, чтобы каждая ваша фраза сразу же подкреплялась действиями. Ребенок не будет просто сидеть и слушать теорию. Ее надо тут же применять. В ходе всего занятия малыш должен что-то делать руками: рисовать, лепить, смешивать, измерять. У малыша не должно быть свободной минутки, чтобы он не отвлекся и не заинтересовался каким-то другим делом. И не забывайте о чередовании разных видов деятельности – полепили, посчитали, попрыгали, попели.

Занятие должно быть интересным малышу. Постарайтесь выбрать тот стиль, который подходит вашему ребенку. Если малыш сейчас увлекается автомобилями, а вы собираетесь рассказывать ему, например, о материках, то постойте занятие в виде путешествия на автомобиле по странам и континентам. Если ребенок любит все систематизировать, собирать коллекции, раскладывать «по полочкам», то и на занятии ему следует предложить подобные задания. Если ребенок неусидчив и деятелен – загрузите его активной деятельностью. Путь приносит, уносит, строит, бросает и бегает.

Ваше занятие по интенсивности и зрелищности должно напоминать телевизионное шоу, ведь у вас общая с шоу задача – не дать зрителю переключиться на другой канал.

С другой стороны, важно не переусердствовать с занимательностью. Форма занятия не должна заслонить его содержание. После каждого этапа повторите малышу, что вы сейчас делали и для чего. Иначе ваш рассказ он может воспринять как просто череду игр и фокусов. Я скептически отношусь к увлечению использованием сказки как формы проведения занятия по естествознанию. Сказочные персонажи могут помочь заинтересовать, сказочный сюжет может быть фоном, но они не должны выходить на первый план. Иначе ребенок сосредотачивается на эмоциональной составляющей действия. Он следит за приключением героев, он сопереживает им, ждет, чтобы все закончилось хорошо. Ну а методы, которыми герои пользуются, чтобы прийти к победе, для него второстепенны. В результате то, ради чего вы затевали занятие, отходит на второй план.

Дайте малышу как можно больше свободы на занятии. Если у ребенка возникают свои идеи по проведению эксперимента, если он придумал поставить еще какой-то опыт, если по ходу вашего рассказа у него возникла своя идея – поддержите его. Запланированное занятие, конечно, важно. Но еще важнее то, что малыш проявляет любознательность.

Техническая сторона должна быть подготовлена заранее. Это очень важный момент. Ведь малыш не будет терпеливо ждать, пока мама разбирает шкаф в поисках нужного ингредиента для опыта. А если еще и опыт не удастся, то его заинтересованное ожидание сменится разочарованием. Поэтому все материалы и оборудование должны быть подобраны заранее. Место для занятия должно быть подготовлено. А тот эксперимент, который вы собираетесь показать малышу, лучше попробовать сделать сначала самостоятельно – часто бывает, что его необходимо немного подкорректировать или доработать, чтобы все получилось так, как надо.

Не забывайте о технике безопасности. Никогда не оставляйте ребенка с опасными материалами и веществами без присмотра! Не используйте в своих опытах и экспериментах вредные для здоровья ребенка составляющие! Проводя опыты, проговаривайте с малышом меры предосторожности, которые вы применили – зачем и почему они нужны.

Интересных и полезных вам занятий!

Татьяна Пироженко (Tavika), блог «Это интересно!«

 

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. 
Как отвечать маленьким почемучкам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *