Почему в сказках многих народов ковры летают? Ведь на первый взгляд это совершенно неподходящий для полета предмет — он гнется во все стороны, форма плоская, необтекаемая, никаких бортиков по бокам… Но вопреки всякой логике сказочные герои летают на этом удивительном транспортном средстве.
Рассмотрите фотографии с изображением сказочных ковров-самолетов. Вспомните сказки, книги, мультфильмы, в которых герои летают на ковре самолете.
Что же дает ковру магическую силу? Может быть это волшебное заклинание, а может быть дело в узорах на ковре. Ковровые узоры — не украшения, а магические символы. Солнце, древо жизни, птица Феникс… Наши предки не сомневались, что ткань, покрытая волшебными знаками, может охранить от бед дом, принести достаток, подарить хозяину здоровье… почему бы тогда ей и не летать? Надо просто выткать нужный узор. Специалисты говорят, что ковер можно читать, как книгу, и рисунки, которые кажутся просто украшением, могут рассказать целую историю. Некоторым узорам на современных коврах — сотни лет.
Давайте и мы поизучаем узор и поиграем с ними. Начать лучше с того ковра, которые есть у вас дома. Как правило, в каждой семье найдется хотя бы один ковер: дома, на даче, у бабушки. Внимательно рассмотрите его узор, найдите главный рисунок, повторяющиеся детали, найдите симметрию и т.д.
Попробуйте выложить свой ковер с различными узорами. В этом вам помогут специальные картинки.
Распечатайте по несколько экземпляров каждой карточки и начинайте складывать из них узоры. Сначала из 4 одинаковых карточек, потом постепенно увеличивать количество используемых карточек и выкладывать целые полотна необыкновенной красоты.
Ковер можно нарисовать, используя очень необычную технику. Даша у меня последние дни только так и рисует, увлеклась ни на шутку. Возьмите чистый лист бумаги и черный фломастер и предложите ребенку нарисовать абсолютно абстрактную каляку-маляку: разводы, спирали, хаотичные линии. А теперь возьмите цветные карандаши или фломастеры и закрашивайте небольшие кусочки, образовавшиеся при пересечении линий в разные цвета. Получаются абсолютно немыслимые узоры, в которых можно увидеть совершенно неожиданные образы.
Можно воспользоваться готовыми узорами-мандалами.
Распечатайте мандалы и раскрасьте вместе с ребенком, соблюдая симметрию в цветах.
Есть еще одна увлекательная игра с мандалами, в которую мы с Дашей играем в рамках наших хаотичных занятий по методике Шичиды.
Сделайте несколько простых мандал, один из которых будет раскрашен, а второй содержать только контуры фигур. Покажите ребенку на несколько секунд цветной мандал и спрячьте его. Теперь дайте малышу карточку с точно таким же не раскрашенным мандалом и попросите ребенка раскрасить его (или просто обозначить соответствующим цветом фигуру) в те цвета, которые были на цветном мандале. Начинать лучше с одного или двух цветов, постепенно усложняя фигуру и добавляя количество цветов.
Говорят, что на Востоке дом начинается там, где начинается ковер. А как начались ковры? Ученые считают, что сначала восточные кочевники придумали ткать теплые полотна, чтобы иметь возможность быстро создать дом посреди степи. Толстый теплый ковер защищал от ветра и песка, мог служить стеной, полом, перегородкой, его легко свернуть и перевезти на другое место. Это была часть дома. Все народы покрывали свои дома узорами-оберегами, чтобы злые духи не пробрались внутрь. Отсюда — резные узоры на крышах и ставнях русских изб, узоры на монгольских юртах и индейских вигвамах, глиняные рельефы на домах Нигерии… Отсюда и узоры ковров.
Попробуйте создать свой ковер с узором из деталей конструктора и придумать ему значение, что символизируют те или иные цвета. Насколько быстрый и легкий будет ваш ковер, может, вы придумаете ему волшебное заклинание или сочините с ним целую сказку.
И последнее, чем мы попробуем сегодня заняться, это поговорить о картинах с изображением. Я нашла всего две картины: «Ковер-самолет» Рериха Николая Константиновича и «Ковер-самолет» Виктора Михайловича Васнецова.
Рассмотрите вместе с ребенком эти картины внимательно. Поговорите о том, что же хотели сказать нам художники. Скорее всего, они хотели показать мечты всех людей о свободном полёте.
Обе картины вселяют в нас особое чувство спокойствия и желания созерцать необъятные просторы нашей родины: полей, гор, лесов, рек, которые простираются там, внизу. Мы как будто парим над землей вместе с персонажами картин, мы становимся частью волшебной сказки, которую нам не хочется покидать.