Сегодня мы с вами поговорим на очень актуальную тему «Познавательные прогулки». Уже выглянуло солнце, снег растаял и вместе с детьми мы дружно потянулись на улицу. Уже не хочется сидеть дома, не хочется проводить вечера в четырех стенах. Мы бежим на воздух и готовы проводить на солнце целый день. Но тут встает вопрос: «А чем же занимать себя и ребенка весь день на улице или, хотя бы, несколько часов каждый день?»
С одной стороны все просто: можно играть в песочнице, в активные игры, кататься на самокатах и велосипедах, можно наблюдать за природой и рисовать на асфальте. Но что мы получаем в итоге? Мы выходим на улицу и …. первые полчаса честно пытаемся увлечь ребенка и себя, а потом… все. Хорошо, если вокруг есть другие дети с мамами, тогда вроде бы и прогулка веселее, но все равно что-то не то.
Я не хочу говорить сейчас за всех, я уверена, что есть мамы, которые могут и готовы развлекать и себя и ребенка всю прогулку, каждый день. Но, согласитесь, это большой труд для мамы! Поэтому сегодня я хочу попытаться немного упростить вашу работу и рассказать, как можно сделать вашу прогулку яркой и интересной. Мы будем говорить о прогулках с детками 2-5 лет! Естественно, что вы можете постараться применить полученные знания и для детей младше двух лет и старше пяти, просто по моему опыту, возраст 2-5 самый энергозатратный для мамы. Дети младше двух лет много времени проводят в колясочках или гуляя за ручку с мамой, катая мяч и осваивая горки и лесенки во дворе. Дети старше 5 лет могут уже занимать себя сами, играть со сверстниками, придумывать игры и увлекаться ими. А вот возраст 2-5 лет требует от мамы постоянного активного участия в прогулках и играх ребенка.
НАБЛЮДАЕМ
Начнем с того, что попробуем выделить общие направления прогулок в любое время года:
- Наблюдения за живой природой: деревья, кусты, травы, цветы
- Наблюдения за животными
- Наблюдения за птицами
- Наблюдения за неживой природой: природные явления, камни, песок, солнце, луна и т.д.
- Наблюдения за трудом человека
- Наблюдение за городом
С одной стороны в наблюдениях нет динамики, и вы вполне справедливо можете заметить, что долго ребенок не пронаблюдает, но задача родителей сделать это наблюдение интересным и необычным.
Во-первых, вы можете ходить на прогулку с фотоаппаратом или телефоном с камерой (но только таким, чтобы ребенку было не жалко дать). Предложите ему фотографировать один и тот же пейзаж каждый день или через день и собирайте фотографии в хронологическом порядке. Спустя месяц, два, год, вы увидите все изменения, которые происходили с объектами на вашей фотографии в динамике (как будто кино посмотреть).
Во-вторых, можно сделать картонную рамку или взять деревянную рамку (купить) и выставляя ее перед собой пытаться подробно рассмотреть только то, что попало в поле зрения (внутри) рамки. Для чего это нужно? Маленькому ребенку сложно сфокусироваться на отдельном объекте, если это не супер интересный жук или какое-то другое живое существо, которое поглощает его внимание. А когда ребенок смотрит в рамку (чем она шире, тем лучше), то он видит четко все, что есть внутри, не распыляясь по сторонам. Ему проще найти объект, который можно внимательнее рассмотреть.
В-третьих, хорошо бы вести какой-то альбом или календарь наблюдений за природой, в который вы будете вместе записывать или зарисовывать свои наблюдения. Они могут быть ежедневными или разовыми. О чем можно писать?
- Выделять в день 1-3 удивительные вещи, даже если это самые маленькие на первый взгляд происшествия. Ребенок нашел красивый лист от дерева, увидел жучка красивого, нашел муравейник, большую сосульку и т.д.
- Можно делать заметки в таком ключе: чем мой новый день отличался от предыдущего.
Вернемся к нашим темам наблюдения и попробуем понять за чем конкретно в каждый сезон мы можем наблюдать
ВЕСНА
- Наблюдения за живой природой. Наблюдаем за появлением первых цветов, смотрим, как почки образуются, как появляются первые листья, какие деревья быстрее одеваются в листву, какие цветы первыми появляются.
- Наблюдения за животными. Если вы в городе живете, то смотрите за кошками и собаками (больше по улицам города вроде никто не бегает), можно сходить в парк (иногда там встречаются белки и ежи), можно съездить в деревню или на ферму и посмотреть, а меняется ли жизнь домашних животных.
- Наблюдения за птицами. Птиц даже в городе весной становится много, а если съездить в ближайший лес, то столько звуков можно услышать. Наблюдайте за гнездами, за вернувшимися птицами, за теми, кто после зимы улетает.
- Наблюдения за неживой природой. Снег сменяется дождем, ветер весенний появляется, в мае первые грозы и радуги.
- Наблюдения за трудом человека. В городе это дворники, сотрудники коммунальных служб, приводящие город в порядок после зимы. Убирается листва, которая лежала под снегом, красятся изгороди, детские площадки, моют светофоры, знаки, разделительные ограждения на дорогах. В деревнях засеваются поля, огороды.
- Наблюдение за городом. Частично этот пункт связан с предыдущем. Но можно найти, как еще изменяется город с приходом весны. Например, начинают сажать в клумбах цветы, красить дома, ремонтировать дороги и т.д.
ЛЕТО
- Наблюдения за живой природой. Изучаем плоды деревьев, как они начинают созревать, наблюдаем за летними цветами, кустами, ягодами, первыми грибами.
- Наблюдения за животными. Для города мы не найдем новых животных, поэтому лучше отправиться в лес или переключиться на насекомых, о них можно много нового узнать
- Наблюдения за птицами. Тут особо ничего не меняется, смотрим за лесными и городскими птицами.
- Наблюдения за неживой природой. Можно понаблюдать за песком, глиной, камнями, желательно в лесу. Летний дождь отдельная тема для бесед. Можно поговорить о засухе в сильную жару, о том, как горят леса от жары.
- Наблюдения за трудом человека. В основном это работы по благоустройству города, наблюдения за работой спасательных служб. Интересно наблюдать за работой летом в деревнях и на дачах, на полях.
- Наблюдение за городом. Можно уделить особое внимание правилам дорожного движения (в принципе это можно делать в любое время года, но летом мне кажется очень продуктивно этим заниматься.
ОСЕНЬ
- Наблюдения за живой природой. Изучаем плоды деревьев, семена, размножение растений, говорим о листопаде и о том, зачем это деревьям. Осенние цветы также имеют свое очарование.
- Наблюдения за животными. Опять же лучше в деревенских и лесных условиях за ним наблюдать, в городе трудно это сделать
- Наблюдения за птицами. Перелетные птицы, можно изучать их и в городе и в деревне.
- Наблюдения за неживой природой. Листопады, дожди, первый иней, первый лед, .
- Наблюдения за трудом человека. Подготовка города к зиме, уборка территорий, уборочные работы на полях и в деревнях, работа трактористов (пашут землю перед зимой).
- Наблюдение за городом. Наблюдаем за школьниками, за транспортом.
ЗИМА
- Наблюдения за живой природой. Деревья ушли в сон, как и кусты и травы.
- Наблюдения за неживой природой. Наблюдаем за небом, облаками (можно в любое время года за ними наблюдать)
- Наблюдения за птицами. Смотрим птиц, которые прилетели на зиму, чем питаются, как себя ведут, кормим их.
- Наблюдения за неживой природой. Снег, лед и все что связано с зимой.
- Наблюдения за трудом человека и Наблюдение за городом. Снегоуборочные работы.
ТРОГАЕМ-НЮХАЕМ-ПРОБУЕМ
Но ведь наблюдения не единственное занятие для детей на улице. Природа и окружающий наш мир просто создан для развития тактильных ощущений.
Я не буду подробно останавливаться на играх с песком и играх с водой (часть 1 и часть 2), так как вариаций тут масса. Приведу лишь несколько примеров: рисование цветной водой на асфальте или снегу, бросание по лужам различных предметов и пускание «корабликов» из самых разных материалов, строительство плотины с использованием камней и веток, песочные города, рисование на песке.
Список этих игр можно продолжать очень долго, но мне хочется сказать вам о том, что даже с самыми маленькими детками можно устроить настоящее тактильно-нюхательное приключение. Если у ребенка нет аллергии, то обязательно нюхайте цветы, деревья, пытайтесь запомнить их по запаху, а потом просите ребенка закрыть глаза и подносите его к объекту, который нужно узнать, понюхав. Вот вы знаете, как пахнет липа? Ель? Анютины глазки? Просто трава? Шиповник? Земляника? Я уверена, что после прочтения каждого слова в вашей голове и носу возникал нужный запах. Давайте подарим такие же воспоминания и ребенку.
Просите совместить занятие по «нюханию» и развитие речи. Какой это запах? Подбери для каждого запаха по три прилагательных (не умеет малыш говорить, договоритесь, вы называете прилагательное, он хлопает в ладоши, если считает, что оно подходит к объекту). Например, запах малины, резкий, сладкий, приятный, запах сырости, свежести и т.д.
Что можно потрогать? На самом деле все! Как вы думаете, у какого дерева кора самая шершавая? А самая гладкая? А можете на ощупь отличить березу от дуба? А если обхватить? А можно ли вести пальцем по узору коры не прерываясь?
А если закрыть глаза и потрогать, например, траву. Какое животное на ее месте могло бы быть? А если погладить песок, на чью шкуру он похож?
Что еще можно делать? Искать на ощупь шершавое, гладкое, колючее. А теперь более нетрадиционное: бархатное, пушистое, щекотящее, обжигающее (например горячий песок, но естественно, чтобы ребенок не повредился). А что вы придумаете?
Потрогали, понюхали, айда пробовать на вкус. Естественно ягоды, фрукты, траву (не всю 😉 ). Закрывайте глаза и пробуйте отличить землянику лесную от садовой, от клубники, от малины. А яблоки на вкус на разных деревьях. Кстати по запаху отличайте смородину, а потом по вкусу.
ЭМОЦИОНАЛЬНО РАЗВИВАЕМСЯ
Да, да, на улице можно и такое делать. Как? Просто! Попросите найти ребенка грустную березу, важный дуб, застенчивую осину, задиристый клен, обидчивый тополь, кокетку липу. А придумать историю про каждого из них? А показать на себе веселый ясень и изобразить зазнайку ель.
А может ребенок изобразить клен, у которого ветер последние листики срывает, а березу, которая хочет покоя, а птицы вьют на ней все новые и новые гнезда?
А если нужно найти родственников березы и еще историю про это сочинить? А Где у дуба семья? А почему ребенок так решил?
А придумайте характер каждому встречному насекомому или птице? Вот стоят два голубя и что-то между ними происходит? Что? Попробуйте составить рассказ на основе эмоций. Если не получается, то пусть мама рассказывает, а ребенок изображает.
АКТИВНО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО
Во-первых, играйте в игры своего детства с детьми. Поверьте мне, они будут любимы и никем не забыты: классики, резиночки, семейка, вышибалы, прятки, салочки и многое другое.
Хотите совместить активности и знания, спрячьте по двору записки с загадками и пусть дети их ищут и отгадывают, кто соберет и отгадает больше загадок, тот выиграл.
При помощи природного материала можно устроить день соревнований: день шишек, день желудей, день каштанов, можно день камней, но аккуратнее. Что можно с ними делать? Бросать в цель (емкость или «дартс», переносить в руках (кто больше унесет), собирать на время (кто больше соберет), выкладывать рисунки из собранного материала, сочинять истории, создавать дорогие и лабиринты, раскрашивать, делать поделки (тут еще пластилин и клей точно пригодятся).
Помните мы рамку делали, а у вас есть обруч? Можно использовать его вместо рамки (когда крутить обруч надоест, положите его на землю или повесьте на дерево). Что попало в его поле зрения? Что с этим делать? Считать листья (если на дерево повесили, которые попали в обруч), на клумбе цветы внутри обруча считать, нарисовать картину (если на асфальт положили).
Никто не отменял игровых квестов на улице. Начинайте с малого, например, ищите по подсказкам предмет или вывеску или дом определенный. Или окно со старинными наличникам (в маленьких городах очень много красивейших домиков деревянных).
Сочините во время игры квест историю какого-либо предмета, или наоборот пусть мама при помощи квеста расскажет историю появления наличников, историю лестницы, историю крана и т.д.
А что если разгадать название улиц, станций метро, площадей и т.д.?
Лето и осень прекрасное время года для сбора гербария. Только ведь собирать просто так скучно, не правда ли? Придумайте персонажа, который прилетел из прошлого или из будущего, а может вообще с другой планеты (птица говорун? Или инопланетный мальчик) и ему нужна особая трава из тех, что растет на Земле. Пусть это будет тараксакум. Слышали вы о таком? Я нет. Надо искать! И вот вы собираете цветы, создаете гербарий, записываете интересные факты о них в свой альбом и в какой-то момент понимаете, что Тараксакум – это обычный …. Не буду раскрывать всех секретов. Поищите 😉
Конечно, вам просто необходимо закопать клад, нарисовать карту захоронений или наоборот, откопать клад, только сначала его найти.
А теперь мне очень хочется послушать вас! Расскажите, чем любите заниматься на прогулках вы!