Сегодня мы заканчиваем цикл статей о теории множественного интеллекта. Мы с вам  рассмотрели виды интеллекта, провели тест на определения доминирующего типа, а сегодня посмотрим на то, как применить полученные знания в развитии наших детей и как им помочь воспользоваться их типом интеллекта. Передаю слово Марии, автору блога  Chateau magic. Мария на своем опыте проверила, как тип интеллекта влияет на выполнение различных заданий.

«Когда мы прошли тест на нашем мастер-классе по теории множественного интеллекта, нам предложили разделиться на группы по доминирующему интеллекту. Затем нам дали примерно вот такую картинку по социальному устройству средневековой Европы.

Feodalism

Нас попросили подготовить рассказ по картинке. И тут началось самое интересное. Я оказалась в группе с доминирующи лингвистическим интеллектом. Мы спонтанно решили придумать историю по картинке. Начиналась она так : » Давным-давно жил-был могущественный сеньор Сен-Жерменского предместья, и был у него большой замок, окруженный полями, на которых трудились крестьяне, лесами, в которых сеньор любил охотиться, городами, в которых трудились славные ремесленники. На службе у могущественного сеньора состояли рыцари, а сам он регулярно ездил на королевские приемы…»

Другая группа с лингвистическим интеллектом даже сочинила стихотворение на тему, используя ключевые слова картинки.

Затем каждая группа выступила, и вот здесь мы, как говорится, почувствовали разницу! Если лингвисты импровизировали, то математики просто пересказали картинку, указывая иерархические связи. Например, наверху социальной лестницы стоял король, управляющий государством. Король опирался на феодалов, а те, в свою очередь на рыцарей и вассалов.

Одна и та же картинка позволила множество, совершенно разных интерпретаций !

Как нам объяснил наш лектор на конференции, часто у людей выделяется не один, а два основных интеллекта. Например, в тестах, один вид интеллекта получает на очко меньше. У меня так и получилось, пространственный интеллект чуть-чуть отставал от лингвистического. Поэтому, когда нам дали картинку по социальному устройству средневековой Европы, я про себя отметила, как четко расположена информация, все наглядно и понятно. Какого же было мое удивление, когда мои коллеги не визуалы сказали, что тут ничего не понятно, они предпочли бы текст с описанием, чем картинку! Я наивно полагала, что никто не любит читать длинные заумные тексты, а тут, оказывается, есть люди, не понимающие прелесть картинок и схем. При чтении книг по работе я всегда старалась нарисовать рисунок или табличку, резюмирующий длинный текст. Взглянул на основные тезисы и понятно, о чем речь. Детям своим я тоже люблю что-либо объяснять, рисуя свои или показывая картинки из книг.

А оказывается, многие люди имеют прямо противоположный подход. Теперь я поняла, что фраза «учитель плохо объясняет уроки» может значить то, что учитель готовит уроки, исходя из своего доминирующего интеллекта. А ученики все разные, кому-то подход учителя понятен, а кому-то нет. Учитель тоже ожидает реакцию, похожую на свою. Например, ученик никак не может выучить стихотворение или хорошо писать сочинения. Учитель может сказать «не старается», а на самом деле ученик просто не лингвист. Для того, чтобы ему освоить грамматику и запомнить стихи, ученику нужен другой подход.

Как можно использовать теорию множественного интеллекта в школе или дома?

Теория множественного интеллекта  предоставляет педагогам средства, которые, при правильном использовании, позволят большему числу учеников лучше учиться в школе.

Посмотрите на традиционную систему школьного обучения, которая в педагогической классно-урочной практике опирается преимущественно только два типа интеллекта — вербально-лингвистический и логико-математический. Знания и умения в этих конкретных областях являются необходимыми, но не достаточными для успешного существования в современном мире. При этом очевидно, что выявленные Гарднером  дополнительные  типы интеллекта очень важны для полноценного развития человека. Очень часто, например, визуальные или межличностные способности учеников недооцениваются в традиционной методике преподавания.

Понимая, что дети, да и взрослые учатся по-разному, педагоги используют множественный интеллект, как инструмент, помогающий  «достучаться до каждого ученика».

Используя идеи Гарднера на практике, американские педагоги ориентируются на следующие методические рекомендации, позволяющие различными видами упражнений поддерживать и развивать разные виды интеллекта.

Теория множественного интеллекта

В России некоторые учителя тоже применяют основы теории множественного интеллекта. Например, в одной из школ ученикам предложили самостоятельной изучить тему Времена года, используя следующие задания для самостоятельной работы.

Теория множественного интеллекта

Ученикам предложили выбрать, какой вид изучения им подходит. Предпочтения школьников практически полностью отражали доминирующие типы их интеллекта. Было выявлено, что чувство уверенности, полученное в одном из видов деятельности, позволяло смелее пробовать себя в других, способствуя тем самым развитию всех видов интеллекта.

Смотрите, сколько существует способов изучения одной и той же темы! Педагогам нужно только понять, какой интеллект является доминирующим у его учеников. Учитель по отношении к ученикам перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником интеллектуального импульса, побуждающего к действию Родителям сделать это еще проще, ведь мы знаем своих детей! При этом, опираясь на ведущий интеллект, можно и нужно развивать остальные.

Конечно, перестроить свои методы обучения не просто как учителям, так и родителям. Это требует много времени, а также работы над самим собой. Но, на мой взгляд, оно того стоит. Ведь гораздо приятнее жить и работать в обществе, понимающем и уважающем особенности и способности каждого человека, чем в обществе, раздающем этикетки, вроде «нерадивого ученика», которые портят самооценку и мешают гармоничному развитию личности. Ведь мы все очень способные, и это здорово!»

С уважением, Мария

Автор блога Chateau magic

Стать по теме:

  • Теория множественного интеллекта. часть 1
  • Теория множественного интеллекта. часть 2
  • Теория множественного интеллекта. часть 3
P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.
Теория множественного интеллекта. Часть 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *