Сегодня я хочу с вами поговорить о детском творчестве, о месте шаблонов в этом творчестве и об их влиянии на детское развитие.
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был счастливым, успешным и креативным. И вот сейчас очень модно как раз говорить «креативный» ребенок! А что такое это самая креативность? В самых разных источниках вы можете встретить определения, которые все сводятся к тому что, креативность — это способность находить нестандартные решения и видеть мир свежим взглядом. Это способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.
В погоне за развитием этой самой креативности родители часто делают все с точностью до наоборот. Я сейчас объясню.
Вот села мама рисовать с ребенком трех лет, малыш старается что-то нарисовать, но в три года у него получается не так хорошо, как мечтает его мама. Ей хочется, чтобы дерево было похоже на настоящее, собака казалась собакой, а не палкой с ушами. Сколько раз я наблюдала, как мама или бабушка вырывает у ребенка карандаш, кисточку и начинает рисовать поверх его работы со словами: «Вот, как надо! А ты что рисуешь? Неужели ты не понимаешь, что ты делаешь не так!» И свет в глазах ребенка меркнет, рисовать (лепить, клеить) ему уже не хочется. Он начинает тупо подражать действиям мамы (бабушки, папы, учителя) и исчезает его взгляд на его рисунок. Он превращается в рисунок, который хочет видеть взрослый. Ребенок просто следует шаблону!
Вот теперь мы подошли близко к тому, на чем я бы хотела остановиться подробнее. Мы поговорим о шаблонах!
Шаблон – это образец, которому подражают, которому следуют без размышления; трафарет. И именно поэтому если мы рисуем круг и просим ребенка дорисовать его до какой-то картинки, скорее всего у него получится солнце или снеговик. Если ребенок будет рисовать дом, то это будет дом из квадрата, треугольника и квадрата окошка. И это несмотря на то, что в городе ребенок может таких домов не видеть вообще, но так его научили. По шаблону!
Или мама скупает в магазине всевозможные наборы для творчества с трафаретами, где все по сути сделано за ребенка. Осталось только наклеить в указанное место, раскрасить обозначенное пространство и т.д. Где здесь творчество? Его нет! Это просто работа по шаблону.
Это не значит, что вы не должны использовать готовые наборы, нет. Просто цель у них другая и мы об этом тоже поговорим.
Что еще может мешать творчеству? Это шаблоны поведения. Не рисуй на стене, не в коем случае не испачкайся, не делай то, не делай это. Согласитесь, куда проще прикрепить на стену огромный ватман и разрешить рисовать на нем или постелить на пол большую клеенку, одеть малыша в старую одежду, которую можно испачкать и разрешить рисовать, не боясь перепачкаться. Рисовать руками, ногами, кисточками, на листах разного размера и разной формы. И ни в коем случае не оговаривать ребенка. Забудьте ваше представление о рисовании и творчестве, о том, как бы нарисовали вы. Пусть он сам решит, что и как ему рисовать. Если он нарисует квадратное солнце или овальный дом, это не значит, что он сделал что-то не так. Он экспериментирует!!! Только так родится тот самый креативный ребенок, о котором мечтают родители.
И такой еще момент. Не стоит бежать сразу к психологу, если ребенок вдруг начал рисовать черным цветом. Он просто яркий, он контрастный, он необычный! Боитесь черного цвета, покажите ребенку граттаж. Восковыми карандашами плотно закрасьте плотный лист бумаги и закрасьте его черной гуашью очень толстым слоем. А потом дайте любую царапку ребенку и соскребайте черный цвет, под ним проступит буйство красок! Волшебство, не иначе!
Но я отошла от темы. Плюсы и минусы шаблонного рисования. Давайте сосредоточимся на них.
Минус:
- Он для меня один, но очень большой! Занимаясь творчеством по шаблону вы не даете возможности ребенку фантазировать, реализовывать свои мысли, дать почувствовать свои возможности. Это сложно не лезть. Я прошла через это. Я прятала руки за спину и молча кусала губы, потому что влезть со своим советом очень хотелось. «Я же лучше знаю».
Что же делать?
Есть отличный способ «замолчать» сесть рядом и рисовать (лепить, клеить) что-то свое. Разбудите в себе ребенка! Используйте самые разные материалы и основы для творчества. Рисуйте углем на треугольном листе бумаги! Раскатайте бумагу для мольберта по полу и рисуйте на ней. Не умеете рисовать, не беда. Пусть это будут абстракции, игра цвета, никто вас не осудит. И ребенок, видя вас, поймет, что и для него никто не ставит границ.
Есть замечательная книга Макаровой Елены «Как вылепить отфыркивание». Прочитайте ее! И ваш мир никогда не будет прежним.
Естественно, что не может быть в рисовании по шаблону все так плохо. На самом деле, это очень полезное занятие для определенного возраста для конкретных целей.
Плюсы:
- Творчество по шаблону тренирует усидчивость, умение действовать по образцу, исполнительность.
- Творчество по шаблону учит ребенка новым техникам, которые он может применить уже в своем, свободном творчестве.
- Работа по шаблону формирует у ребенка определенный навык (каждый шаблон свой навык).
- Рисование по шаблону научит ребенка ориентироваться на листе бумаги
- Создание мозаики по шаблону разовьет мелкую моторику, а рисование по трафаретам поможет подготовить руку к письму
Какой же вывод мы можем сделать?
Творчество по шаблону нужно использовать с умом. До момента подготовки ребенка к школе лучше не использовать шаблоны вообще. А вот на этапе подготовки к школе можно начинать вводить задания по шаблону в разумных пределах, оставляя место свободному творчеству!
А что о шаблонах думаете вы? Поделитесь своими наблюдениями в комментариях.
Костюченко Мария,
Руководитель онлайн-школы «Учимся играя»