Чтение. Этот вопрос очень сложный и неоднозначный для каждой мамы. Когда учить, как учить, стоит ли учить? Я для себя очень давно решила, что стоит, поэтому начали мы с рождения и все мои рассказы об играх и пособиях связаны именно с нашим возрастом обучения. Поэтому не воспринимайте буквально возрастной критерий, который стоит в заголовке, так как если вы начали учиться читать в 5 лет, то вам эти игры подойдут и для вашего возраста. Я буду рассказывать, что придумывалось у нас, а вы можете применять это непосредственно к вашему ребенку и вашему возрасту.
Итак, в возрасте 2-3 года, как и в последующий год, ребенка привлекают не просто карточки со словами, а игра, вовлечение в процесс.
Так как наши игры я описывала ранее в отдельных постах в своем личном блоге, то попробую сейчас просто сделать подборку материала, который у нас шел на ура в возрасте 2-4 лет.
- Творческие плакаты-игры
Для этих игр я использовала большие ватманы, на которых рисовала всевозможные задания. К ватманам прилагались карточки, на которых были написаны слова, а сами они были в форме разных предметов. На примере все будет намного понятнее. Я рисовала елку, а Даша должна была ее украсить только шариками с надписью шар (те, где было написано яблоко, мяч, круг и т.д. вешать было нельзя). Или нарисовано море и лодка посреди моря, а вокруг рыбы и ребенок должен прочитать, на обратной стороне рыбки, что с ней сделать: в море отпустить или в лодку положить. Рассказ обо всех играх >>
2. Ролевые игры. Вы можете играть в любую ролевую игру: магазин, больница, ресторан и т.д. главное в вашей игре использовать карточки со словами. Например, играете в театр, предложите рассадить зрителей на их места по билетам, а на билетах написаны имена кукол и на стульчиках имена. И ребенок должен сопоставить билет и место по надписи. Или играете в ресторан, точно также подписывайте столик. Кто где сидит. Сервируете стол, напишите на нем цвет, это значит, что только такую посуду вы будете на него ставить (заодно и цвета повторите). Готовите обед, составьте меню и подберите под каждое название карточку с изображением блюда. Вот пример игры Чаепитие >>
3. В этом возрасте у ребенка начинает формироваться навык владения ручкой, а соответственно появляется возможность и потребность выполнять разные логические и графические задания в специальных книгах и прописях. Подготовьте такие задания сами. Например, в столбик рисуете продукты питания (морковь, гриб, трава, яблоко и т.д.), а в столбце рядом пишите название животных (начинать лучше с коротких): заяц, ёж, белка и т.д. А ребенку предложите соединить слово, животного, и его еду, картинку. Вариантов таких игр может быть очень много непосредственно под потребности ребенка. Любит он транспорт, пусть соединяет картинки с ним со словами воздух, земля, вода. Так не только слова читать научиться и рисовать линии, но и логику разовьет.
4. Также этот возраст характеризуется большой любовью к конструированию. Так используйте это преимущество и сделайте ваш конструктор пособием по чтению. Подробности создания конструктора >>
Главное при любых играх и занятиях ориентироваться на своего ребенка. Если не любит ребенок рисовать и играть в ролевые игры, а очень любит спорт и движение, используйте это! Нарисуйте план квартиры или вашего дома, подпишите места, где спрятаны сюрпризы или части головоломки (по поиску сокровищ), а он пусть читает и ищет, заодно и планы рисовать научитесь и в схемах начнете разбираться.