В прошлый раз мы с вами рассматривали некоторые примеры филологических игр для младших деток. Эти игры помогают ребенку справиться с первым этапом освоения языка — научиться грамотно согласовывать слова, пользоваться ими по назначению, выводить «пассивный» словарь в активное употребление. Но для более старшего возраста, когда ребенок уже имеет достаточно богатый словарный запас и может им легко манипулировать, нужны новые игры. Следующий этап — это овладение гибкостью языка, использование его как конструктора, повышение уровня владения словом и способностей к языкотворчеству. Подразумевается, что в этом возрасте ребенок уже хотя бы немного читает и пишет. И сможет вести игру не только на слух, но и «на вид».
Дальше я приведу небольшой список игр, которые, я надеюсь, дадут вам толчок для дальнейшего языкового творчества.
Палиндромы.
Это не игра в прямом смысле слова, а, скорее, веселая забава. Когда я впервые показала дочке «волшебную» фразу, которую как ни читай — слева направо или справа налево, — она все равно будет звучать одинаково, дочка была в полном восторге. Она требовала показать ей такие предложения еще и еще. Казалось бы, что полезного в этой забаве? Но развлекаясь палиндромами, мы достигаем сразу нескольких целей. Во-первых, если ребенок еще недостаточно наработал технику чтения, то такие упражнения полезны как тренировка этого навыка. Гораздо интереснее читать «волшебные» предложения, а не скучное «мама мыла раму». Во-вторых, дочка все палиндромы решила записывать к себе в блокнотик — а заодно поучилась писать под диктовку 🙂 А в третьих, существование таких специально подобранных фраз говорит ребенку о том, что язык — это не закостенелое образование, применяемое для сугубо практических целей, а гибкая субстанция, в которую можно играть так же, как в любые конструкторы.
Примеры палиндромов, которые подойдут для детей 5-6 лет:
А роза упала на лапу Азора. (знаменитая фраза, знакомая всем из сказки А.Толстого «Буратино»)
- У дуба буду.
Oколо Миши молоко. - Коту скоро сорок суток.
- Леша на полке клопа нашел.
- Аргентина манит негра.
- Нажал кабан на баклажан.
Обратите внимание ребенка, что палиндром — это не обязательно целая фраза. Например, слово «ого» — тоже палиндром. А сможет ли он найти еще такие слова-палиндромы? (казак, радар, топот и т.п.).
Акростихи.
Еще один вид филологической забавы — акростих. На первый взгляд обычное стихотворение, но если прочитать первые буквы каждой строчки по вертикали. то они сложатся в какое-то слово. Дети так любят всякие загадки и шифры, что таким образом можно привлечь их внимание к чтению. Впервые с примером акростиха мы познакомились в книжке Ирины Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А».
Доброе утро, новенькая яхта,
Утро доброе, синяя волна!
Новенькая яхта, а вон там в горах-то
Ясная звездочка все еще видна!
После этого стали придумывать свои. Обычно играем так — в стихотворении текст загадки, а из букв получается ответ на нее. Такая игра помогает развивать гибкость речи — ведь надо не просто придумывать, но так, чтобы выполнялись определенные условия.
Перевертыши
Суть игры в том, чтобы взять строчку из известного стихотворения и все слова в ней заменить на обратные по смыслу. А второй игрок должен эту строчку назад восстановить. Например, «Ваш Степа тихо смеется» — это строчка из А.Барто: «Наша Таня громко плачет«.
Буриме
Дается рифма, например, «палку-скакалку«. И сочиняется на нее стихотворные строчки: «Я нашел в кустах ту палку, ей порвал свою скакалку» (Стихотворение, конечно, художественной ценности не имеет, но свои функции выполняет: соблюден размер и рифма).
Из мухи слона
Мы играем пока на трех- и четырехбуквенных словах. Берется любое слово. Каждый игрок в свой ход может заменить только одну букву, но так, чтобы получилось еще одно слово. Чем длиннее цепочка слов, тем лучше. Например, рот-рог-бог-бег и т.д. А в оригинальной версии игры предлагается начальное и конечное слово (например, муха и слон), первое из которых надо превратить в последнее.
Ребусы, кроссворды
В возрасте пяти лет ребенок уже может разгадывать кроссворды и ребусы. Сейчас достаточно печатной продукции, в которой предлагаются их детские варианты. Но для начала самые простые их образцы можно рисовать самим.
Настольная игра «Эрудит» (в английской версии «Scrabble»)
Это настольная игра, которая подойдет детям любого возраста — от 4-5 лет до старости 🙂 На игровом поле можно выставлять слова из квадратиков-буковок, соединяющихся по типу кроссворда. Каждая буква имеет свой номинал. Игроки по очереди составляют слова, подсчитывая баллы. У кого в результате наберется больше — тот выиграл.
Виселица
Всем известная игра в слова. Загадывается слово, пишутся его первая и последняя буква. Игрок должен угадывать буквы, которые еще есть в этом слове. За каждый неверный ответ рисуется одна черточка на рисунке, изображающем человечка на виселице. Игра помогает узнать о частотности применения букв русского языка, об основных закономерностях их сочетаний (три согласных буквы подряд практически не встречаются, сочетания «бх», «лк» и т.п. не используются и др.)
И в заключении статьи я хочу порекомендовать вам детские книги, в которых активно используется игры со словами. Это уже упоминавшаяся мною сказка Ирины Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А». У Токмаковой есть еще похожая сказка, но уже с героями английского алфавита: «Аля, мистер Блот и буква Z». Кроме того, я горячо рекомендую почитать вашим детям книги Александра Шибаева «Взялись за руки друзья», «Веселая азбука» и другие. В них в веселой и легкой форме ваши дети познакомятся с такими понятиями как синонимы, омонимы, антонимы и увидят, как много богатств и сюрпризов таит в себе русский язык.
Пироженко Татьяна