Вы все уже знаете, что я жутко заразилась географическими занятиями с детьми и ищу различные материалы, книги, составляю занятия и придумываю задания, чтобы разнообразить игры с Дашей и показать ей, как огромен и неповторим наш мир.
И вот недавно я познакомилась с замечательной мамой Татьяной, автором удивительного блога «Это интересно!», которая тоже любит игры по географии, придумывает и воплощает в жизнь самые невероятные и интересные вещи, да и не только по географии (в блоге у Татьяны столько потрясающих идей!). Сегодня Таня согласилась рассказать нам о своих пособиях по изучению материков, которые она изготовила специально для своих деток. А теперь передаю слово Тане.
«Тема географии и всего, что с ней связано, является одной из самых любимых детьми. С самого раннего возраста, буквально с первыми сказками, малыш слышит таинственные и будоражащие воображения названия: «Африка», «Америка», «Индия», «Северный полюс» и много-много других. В этих далеких краях живут диковинные звери, там текут могучие реки и стоят высокие горы, там живут непохожие на нас люди. Это все ужасно интересно! А родители могут воспользоваться этим интересом для того, чтобы уже сейчас познакомить ребенка с географией как наукой. Делать это лучше всего в игровой форме. Здесь, в «Школе Учимся играя», собрана целая коллекция игр и занятий по географии. И я с удовольствием принимаю приглашение Марии рассказать о том, как сделать еще одну игру на эту тему: «Географический пазл». Она подойдет детям 2х-3х лет и выше.
Для того, чтобы сделать пазл, нам понадобится всего лишь
- цветная бумага,
- картон, клей,
- ножницы и…
- принтер.
Начинаем с того, что распечатываем изображения материков на бумагу (белую или специальную цветную для печати). Можно найти картинки в интернете, а можно воспользоваться моими рисунками. Если же у вас в доме завалялись ненужные контурные карты (у нас они остались от сына-школьника), то можно изображения материков вырезать оттуда. (картинки увеличиваются при нажатии)
Желательно изображения сделать крупными. Так, чтобы Евразия полностью заняла лист А4, а остальные части света соответствовали ей по масштабу. В данном случае, чем меньше подробностей на изображении, тем лучше – чтобы мелкие детали не отвлекали внимание малыша от главного (самой фигуры). Ведь нам важны лишь очертания материков.
После этого вырезаем каждый материк отдельно.
Дальше наклеиваем для прочности получившиеся материки на плотный картон и снова вырезаем. Я делала каждый материк своим цветом, а Евразию сделала двухцветной: Европу – одним, Азию – другим. Это поможет объяснить малышу разницу в понятиях «материки» и «части света» (материк – Евразия, части света – Европа и Азия). Вот, в принципе, и все! Теперь можно играть.
Для начала сами сложите пазл: разложите материки правильно относительно друг друга. Расскажите, что такое «материки» и познакомьте малыша с их названиями. Для запоминания можно воспользоваться стихотворением Андрея Усачева «Материки»:
На свете много островов,
Так много, что не счесть…
А вот больших МАТЕРИКОВ
Мы насчитаем шесть:
АФРИКА, АМЕРИКА
(Северная и Южная),
АВСТРАЛИЯ,
ЕВРАЗИЯ,
И АНТАРКТИДА
(Вьюжная).
После этого можно поиграть в узнавание: давайте малышу фигурки материков, пусть он называет их.
Можно попросить ребенка обвести фигурку на листе бумаги, пользуясь ею, как трафаретом. Это будет хорошая тренировка мелкой моторики. А потом сами обведите контуры материков и предложите малышу совместить фигуру с нужным контуром.
Когда названия освоены и расположение материков запомнено, можно смешать их все в кучу. Теперь очередь малыша собрать пазл правильно. Обыграть это можно так: прочитайте малышу замечательное стихотворение Бориса Заходера «География всмятку». И потом предложите «все починить»: расставить материки по своим местам.
Между прочим, эти фигурки материков могут пригодиться вам, если вы захотите сделать своему малышу самодельную географическую карту. Просто возьмите большой лист бумаги (формата А2), разложите на нем фигуры и обведите их. После этого карту можно раскрасить в соответствии с нужной тематикой, может дорисовать что-то или наклеить, а потом повесить на стену.
Вот и все. Интересных и плодотворных занятий вам и вашим деткам!
Таня (Тavika), блог «Это интересно!»