Что вкладывают в понимание психологической готовности к школьному обучению педагоги и специалисты?
Важное о неважном и неважное о важном.
Психологическая готовность к школьному обучению – понятие, пожалуй, одно из первостепенных, на которое обращают внимание и родители, и воспитатели, и специалисты – все те, кто окружают ребёнка – дошкольника.
Переход на новую ступеньку часто если не пугает, то тревожит и детей, и родителей. Я помню себя в этом возрасте. Очень ждала, готовилась к школе. В первый класс я должна была пойти в свой же детский сад – так называемая, «нулёвка». Но в автобусе после линейки я так расплакалась, что сквозь слёзы даже не поняла, что возвращаюсь в свой же детский сад. Родители еле – еле успокоили. Вот так мне тогда тревожно было, не справилась с волнением, хотя на фотографиях возле школы улыбается довольно счастливый ребёнок… Что очевидно стало, так это то, что родители не «добеседовали» со мной, а моё неведение спровоцировало яркую эмоциональную реакцию страха.
Итак, чтобы не было недопонимания, предлагаю краткий обзор того, что подразумевает под собой психологическая готовность к школьному обучению.
Начнём с самого понятия. Читаем и вдумываемся: «психологическая готовность к школьному обучению». Пожалуй, очень многих приводит к замешательству и порой неправильному восприятию вот это слово: «готовность». Создаётся впечатление, что уже в старшем дошкольном возрасте должны сложиться определённые психологические черты, характерные для младшего школьника. Однако необходимо уточнить, что должны сложиться не «психологические черты», а «предпосылки возникновения» психологических черт, необходимых ребёнку для успешного освоения школьной программы.
Педагоги обращают внимание на техническую подготовку чтения и счёта. У психологов иная задача: определить психологическую готовность к школьному обучению.
Если ребёнок проявляет чрезмерную непосредственность в проявлении чувств, в своих намерениях, в поведении, а это, в свою очередь, ведёт к нарушению дисциплины… Если для такого ребёнка характерно преобладание игровых мотивов (а должно присутствовать уже желание, потребность освоения новых видов деятельности, отличных от игры). В самом процессе обучения трудность составляет ещё и то, что задания ребёнок выполняет только при условии повышенного к себе индивидуального внимания, при непосредственном обращении к нему. То… это социально – психологическая, личностная неготовность.
Очень важно, чтобы ребёнок осознавал и принимал необходимость новой для него социальной позиции. В дошкольных учреждениях применяется комплекс методик с целью определения личностной готовности. Однако и дома через беседу с ребёнком можно понять, готов ли он личностно. Это выражается в определённом отношении к школе, к учителю, к одноклассникам, в целом, к учебной деятельности. Следует отметить, что меняется самооценка. Так, если для дошкольника характерна завышенная самооценка (подтверждение аргумента из серии «хороший, потому что хороший»), то для будущего первоклассника характерно уже более взвешенное, адекватное мнение о себе. Например, «я не всегда хороший, так как балуюсь». Это свидетельствует о более высоком уровне развития нравственности. Собственное поведение уже оценивается критично, с пониманием, что не всё всегда делается «хорошо и правильно».
На интеллектуальную неготовность обращается внимание тогда, когда ребёнок не может успешно выполнить задания, не понимает и не выполняет требований педагога, в отсутствии навыков практической деятельности.
Существуют определённые, уже довольно давно выверенные «условные границы», в рамках которых должны быть развиты основные психические процессы: любознательность, образные представления, память, внимание, воображение, мышление, речь. Должен быть сформирован определённый кругозор, запас конкретных знаний (во всём этом помогут разобраться педагоги – дошкольники, учителя, специалисты, если возникают трудности в понимании конкретики). И хотя понимание словесно – логических закономерностей – это удел начальной школы, но там, где ребёнок оперирует образами, должно ярко прослеживаться понимание причинно – следственных связей, логических цепочек. Вот почему так важно с дошкольниками, например, читать сказки, рассказывать потом по картинкам, беседовать.
Об эмоциональной неготовности я привела конкретный пример о себе. Вместо радостного ожидания я получила гремучую смесь и из радости, конечно, но с преобладанием повышенной тревожности по отношению к новому и неизвестному.
Если ребёнок не хочет идти в школу, выполнять требования учителя, соблюдать определённый режим, наблюдается неадекватная оценка своей деятельности, то тогда речь идёт об эмоционально – волевой неготовности. Особенно стоит обратить внимание на то, что часто упускается из виду: ребёнок должен уметь принимать наводящую помощь взрослых при выполнении заданий.
Вот это всё описанное выше и есть основные составляющие психологической готовности к школьному обучению. В разных источниках иногда всплывают термины «мотивационная», «нравственная»… и т.п. Но это не расхождение, а скорее желание авторов выразиться более точно. Для ищущей и любознательной мамы это будет скорее подспорьем и путём к раскрытию сущности такого целостного образования, как психологическая готовность к школьному обучению.
Психологическая готовность к школьному обучению в понимании родителей
«Вовочкины проблемы: условия успешной учёбы»
Казалось бы уже довольно много информации присутствует и в литературе, и в сети, доступной для свободного изучения, в отношении психологической готовности к школьному обучению. Однако каждый новый учебный год, каждая конкретная ситуация развития отдельно взятого ребёнка – это каждый раз что – то совершенно иное, новое, волнующее, а порой и пугающее, особенно в масштабах взятой отдельно семьи.
Проработав более 10 лет психологом в детском саду, я сталкивалась со многими трудностями, которые необходимо было решить, чтобы оптимально повлиять на ситуацию в семье будущего первоклассника. И, что интересно и важно взять во внимание, не всегда трудность восприятия ситуации связана с ребёнком: довольно нередко это касается непосредственно ожиданий взрослых, родителей. И 20% обращений в год из своей практики я связываю как раз с тем, чтобы помочь родителям сориентироваться в своих потребностях относительно понимания развития сценария будущего первоклассника. Часто пытаюсь привести родителей к необходимости задать самим себе вопрос: «А правильно ли я делаю, навязывая своему ребёнку то – то или то – то?». Да, да, именно «навязывая».
Это только на первый взгляд кажется не столь важным, когда при подготовке к школе рассматриваются технические навыки, психологическая готовность к школьному обучению. Каждое колечко в этой цепочке связано и влияет на целостность или, если стремиться к более точному пониманию, гармоничность ситуации. Необходимо, чтобы были довольны и родители, и дети.
С чего начать? Безусловно, с понимания своего ребёнка. Здесь важно всё: когнитивные способности (ум), эмоциональные (это и способность к адаптации в новых социальных условиях, и особенности темперамента и характера, влияющие как на успешность в учёбе, так и на способность к построению конструктивного общения с учителем, одноклассниками). Безусловно, родители своего ребёнка знают лучше любого специалиста, но именно специалист может помочь взглянуть на особенности и способности ребёнка «сторонним» взглядом.
Второй шаг – это более подробно рассмотреть, давайте говорить простым языком, запросы школы. В последнее время всё больше набирает обороты тенденция того, чтобы, наконец, более пристально обратить внимание на важность именно психологической готовности к школьному обучению, а не технических навыков. НО… Это «но» есть. Всё – таки, пожалуй, стоит придерживаться золотой середины: учесть и первое, и второе.
Таким образом, если будущий первоклассник умница, но непоседа, то стоит ли настаивать на его обучении в классах гимназического уровня? Или… Как правило, примерный состав класса известен уже далеко до первого сентября. И если преобладающее большинство детей умеют читать, считать, то стоит и своего ребёнка (при условии тесного диалога с будущим учителем) подготовить или приложить хотя бы начальные усилия в данном направлении. Всё это будет влиять на эмоциональный фон той социальной ситуации развития, которая будет окружать ребёнка в школе, а это одно из важных условий оптимальной адаптации.
Из практики хочу привести запомнившиеся мне 2 примера. Первый жизненный случай. У меня была удивительная воспитанница. К слову говоря, таких воспитанников у меня больше и не было. Потрясающая любознательность и потребность в деятельности! Она выделялась среди всех детей, и именно к ней я бы применила термин «одарённый» ребёнок. Однако не было усидчивости вообще. Во время занятий и индивидуальных, и фронтальных её можно было застать и под столом, и у соседей. При этом она всегда чутко следила за ходом происходящего вокруг. Пришло время выбирать, и мама выбрала гимназию. Когда мы встретились примерно через 1,5 года, то выяснилось, что учёба даётся тяжело. И не в знаниях дело. Девочка после гимназии просто засыпает – никак не может справиться с нагрузкой и необходимостью проявить усидчивость.
Второй жизненный случай. Тоже девочка, тоже умница. Однако ничего особенного. Действительно умница, только без этой покоряющей харизмы любознательности. Но она стала просто даром сначала для воспитателей, потом и для педагогов гимназии. Учёба даётся с лёгкостью. А секрет прост: у ребёнка в наличии оказалось всё для обучения в стенах гимназии — и ум, и усидчивость.
Вот этот – то баланс, гармонию, золотую середину, идеальное сочетание и должны высмотреть в своём ребёнке родители. И следовать по тому пути, вектор которого задают индивидуальные особенности будущего первоклассника, а не наши, родительские, пожелания, запросы, а порой амбиции.
О практической реализации психологической подготовки к школьному обучению
«Формируем самое необходимое, пытаемся обойти подводные камни»
От теории пора переходить к практике. Почитав и поразмыслив, каждый увлечённый, ответственный родитель стремится подготовить своего пока ещё малыша к новой ступеньке. У меня в практике был случай, когда одна мама попросила позаниматься со своим ребёнком. А для того, чтобы я не испытывала трудностей, попросила составить список учебных пособий, которыми бы я хотела пользоваться. Вместо этого я дала ей план того, как мы будем готовиться, что развивать. Я обратила её внимание на то, какого рода выполнение заданий будет способствовать этому. Наше с ней сотрудничество, я думаю, было таким плодотворным по той причине, что она сама озаботилась осмысленным подбором необходимой нам учебно – методической и игровой базы. Безусловно, что – то было приобретено и для занятий дома. Она сама создала для себя все необходимые предпосылки для лучшего понимания возможностей своего ребёнка. Конечно, не всегда происходит именно так. Но этот случай из практики приближён почти к идеальному сотрудничеству.
Сейчас, когда я просматриваю полку, где отдельной группой стоят книги и пособия по подготовке к школе, то уже поражаюсь огромному арсеналу. Но, как Вы сами понимаете, это мизер в океане имеющегося и на прилавках магазинов, и в сети.
Что мне особенно нравится в современных разработках, так это желание авторов довольно чёткой градации отдельных составляющих подготовки к школьному обучению, касающихся развития как основных психических процессов, так и необходимых технических навыков и умений (например, «Учимся писать и рисовать с Дядей Фёдором», «Азбука кота Матроскина», «Учимся считать вместе с Дядей Фёдором, Матроскиным и Шариком», «Готовимся к школе с котом Матроскиным. Большая книга упражнений для будущих первоклассников. Логика, воображение, внимание» и т.п.) целого комплекса (в данном случае, например, «Школа в Простоквашино»). И такие разработки существуют не в единичном экземпляре, что позволяет выбрать и значительно разнообразить задания для ребёнка. Ведь есть малыши, у которых сравнима с голодом тяга к знаниям, практической деятельности. А взрослому стоит лишь подкладывать.
С другой стороны, если у ребёнка наблюдаются какие – либо сложности в развитии того или иного психического процесса, то такое разграничение помогает на определённый отрезок времени сконцентрироваться именно на этом, а также точно определить, достаточно ли будет уже приобретённых пособий или стоит позаботиться о дополнении. И, что естественно, это особенно актуально в отношении технических умений, где большое значение имеют именно систематические упражнения.
На что стоит обратить внимание и что часто в комплексах упускается, так это задания, направленные на речевое развитие. Я провела много бесед с несколькими логопедами, которые помогли осознать и дополнить имеющиеся пробелы вот в таких, применяемых мною, комплексах. Поэтому рекомендую, если есть возможность, обязательно проконсультироваться с учителем – логопедом. А, в целом, обратить внимание на универсальный инструмент сказки и алгоритм работы с ней с применением картинного материала, познавательные беседы. Всё это направлено на развитие у ребёнка способности выражать свои мысли, чувства. А мы, взрослые, уже знаем, как воспринимаются люди, которые не могут что – либо адекватно рассказать, объяснить.
Когда до школы ещё несколько лет, то в рамках познавательного развития особенно хорошо использовать тематические дни и недели – это способствует оптимальному усвоению информации. А со старшими дошкольниками особенно хороша проектная деятельность, опыты, эксперименты: здесь возникает огромная платформа для развития всех видов и операций мышления, активно подключается речь с необходимостью применения сложных предложений (ведь что – то постоянно надо объяснять); благотворно влияет на развитие внимания, памяти, воссоздающего и творческого воображения. При этом не стоит считать, что творческое воображение необходимо иметь только в рамках художественно – эстетического развития – это важное составляющее научного мышления. Сложна, но интересна в связи с этим технология ТРИЗ – педагогики (теория решения изобретательных задач). Она, кстати, существенно меняет и стереотипы мышления взрослого.
Пожалуй, особенно существенным при всём описанном выше остаётся понимание того, что не стоит заменять (не «не стоит», а противопоказано!) в старшем дошкольном возрасте игровую деятельность. Хорошо, если система будет построена и завязана именно на игровом сюжете. Это и мощный терапевтический эффект, так как способствует предупреждению психоэмоционального напряжения, снижению уровня тревожности, создаст необходимый радостный настрой от ожидания нового события в жизни, а также поможет проработать имеющиеся страхи. И вот тут, кстати, поможет театр. Выберите сказочные школьные сюжеты, определите, какой вид театра хотите использовать, подготовьте и проиграйте. В дошкольных учреждениях замечательно подходят сюжетно – ролевые игры.
Кстати, говоря о необходимости посещения дошкольных учреждений, кружков, секций, – да, за несколько лет до школы стоит для ребёнка предоставить эту арену, где он сможет попрактиковаться в общении, лучше понять, что мир, пусть на данном этапе это будет детский сад, школа и т.п., — это много людей с различными интересами, особенностями поведения. Помогите ребёнку в сложных ситуациях с выводами, решениями, с техникой построения конструктивного общения. Будьте всегда на стороне ребёнка, но не всегда показывайте это явно, особенно когда ситуация требует неоднозначного решения. Чтобы лучше разобраться в разнообразии вариантов возможных ситуаций и бесед, загляните на сайт «Адалин» (Готовность к школе, Психологическая готовность, Потребность ребенка в созидании) . Авторы предложенных статей, на мой взгляд, сделали чудесные шаги по разъяснению конкретных примеров. А ещё хорошие результаты приносит посещение подготовительных занятий (пусть по знаниям и практическим умениям и кажется, что они не нужны) в той школе, которую ребёнок будет посещать. В значительной степени снизит тревожность от неизвестности.
И немного об «особых» методах. Очень рекомендую не упускать из виду того, что любое обучение в дошкольном возрасте должно быть интересно. Если не игра, то игровой сюжет и/или творчество (хорошо, если эти два компонента вместе). Например, хорошо при запоминании алфавита поискать буквы в песке, вылепить из пластилина, нарисовать (согласитесь, это гораздо интереснее, чем просто называть при показе). Песок, пластилин, глина, карандаши, краски – наиболее доступные инструменты для самовыражения, и, что важно, применение их весьма полезно.
Уделяйте много внимания обогащению сенсорного опыта (например, педагогическая технология М. Монтессори крайне полезна не только для малышей, хотя мы и привыкли говорить о ней в рамках раннего развития или развития с определёнными проблемами) И прямо сейчас я смотрю на чудесную книгу ребусов, лабиринтов…
Вообще есть удивительный принцип, которому стоит следовать и которого стоит придерживаться: «запоминается то хорошо, что необходимо на практике». Следовательно, читайте ценники в магазине, привлекайте ребёнка к разнообразной бытовой деятельности, вместе принимайте решения с рассматриванием различных вариантов (конечно, в рамках доступности понимания ребёнка). В конце концов, мы учим детей, чтобы они были адаптированы к жизни, так пусть она же, жизнь, и запускает необходимые механизмы!
О залогах успешности в рамках психологической подготовки к школьному обучению – ключевые моменты
«Терпение перед школой – это бонус родителей или детей?»
Чудесно, когда ребёнок обладает ярко выраженной познавательной активностью, любознательностью и у него всё получается. Как правило, это встречается очень часто. При этом мы можем предлагать ребёнку разнообразные задания, расширять границы познания социального мира, куда входят разнообразные экскурсии, прогулки, посещение кружков, секций, а, в целом, следовать за волной насущного интереса ребёнка. И искренне радуешься, когда происходит именно так. При этом, кстати, всегда необходимо держать в поле зрения физическое развитие ребёнка.
Однако нередко встречаются и трудности. Пугаться и расстраиваться не стоит. Практика показывает, что, если подумать, всё взвесить, проконсультироваться, подобрать, организовать…, то все трудности можно преодолеть.
Иногда я сталкиваюсь с тем, что родители из-за того, что для развития чего – либо требуется время (особенно, когда это даже не год, а больше), сильно расстраиваются, опускают руки. Но прогресс всегда есть, только он растянут во времени. Главное, повторюсь, подстроиться под индивидуальные особенности ребёнка, его актуальные возможности. А ещё важно понимать сильные стороны, которые станут «помощниками» как в развитии нормальной самооценки, так и при развитии того психического процесса, которому требуется повышенное внимание.
В понимании индивидуальных особенностей следует также учитывать и половые (гендерные) особенности. Например, чуть завышенный уровень тревожности для девочки не очень хорош, а вот для мальчика считается нормой. Для девочки это минус, так как чаще идёт концентрация на общении, а это мешает учёбе. Мальчику же это «позволяет» проявить повышенный интерес к учёбе.
Нюансов много, так как мир маленького человечка уже очень богат, взрослый же должен проявить терпение. И пусть это действительно станет бонусом – приятностью, связанной с времяпрепровождением с ребёнком.
Белова Екатерина,
автор блога «Большой мир маленького ребёнка»