Деньги – это та тема, которую с детьми предпочитают не обсуждать, но на самом деле в купюрах и монетах отражена такая богатая история и так много любопытных фактов о них! Нужно только правильно подать информацию. У меня после путешествий скопилось энное количество денежных знаков разных стран – вот и пришла в голову такая тема. Мой квест рассчитан на подростков, которые уже понимают ценность денег, но при этом не догадываются, как много они могут поведать, а последние задания вполне оправдывают проведение данного квеста именно на дне рождении.
Возраст и количество детей: квест рассчитан на разновозрастную компанию подростков 10-14 (столько лет моим дочерям), подсказки разного уровня сложности делают вопросы посильными детям и помладше, и постарше. Количество гостей: оптимально 6-7.
Место проведения: любое помещение (предполагаю у себя дома) + улица (территория с деревьями).
Оформление помещения: в интерьере — гирлянды из цветных распечаток денежных купюр разных стран (можно сложить их в виде бантиков), «денежные деревья» и из них же «денежный торт», «капуста» (в интернете множество идей на эту тему), красиво оформленная нумизматическая коллекция.
Меню: обязательны шоколадки и конфетки в тематических обёртках и в виде монеток, остальное всё традиционно.
Реквизит: смартфон с программой считывания QR – кодов (стандартная программа, легко установить) нарезка из песен, мультфильмов и фильмов про деньги, всевозможные распечатки денежных купюр для поощрения за ответы и для заданий (конкретнее – см. задания квеста), лупы для зад. №11 –в идеале по количеству детей, но на самом деле они больше для антуража, две карты – России и мира, книга «Золушка», магниты в виде машинок и черепах – по количеству детей, металлические пластинки, газета, доступ в интернет, бочонок и магнитная удочка, 10-копеечные монетки разного года выпуска, ключик с навесным замком, длинная верёвка (метров 20), изображение Кащея или игрушечный скелетик, китайская монетка-амулет, карточки с увеличенным изображением китайских иероглифов; для уличной части квеста нужны деревья или хотя бы кусты.
Краткий сюжет праздника
Показать нарезку из песен, мультфильмов и фильмов: «Приключения капитана Врунгеля («Мани, мани, мы не просим каши манной),м/ф «Остров сокровищ» (песня про мальчика Бобби), к/ф «Проданный смех» (муз. М.Дунаевского, слова Л.Дербенёва), номер Лайзы Минелли из фильма «Кабаре» (Песня «Мани, мани»). Если в оформлении интерьера не будет подсказок, то нужно отгадать, что объединяет эти отрывки – это и есть тема квеста. Если же тема известна заранее, то нарезка просто введёт в атмосферу мероприятия.
Условия квеста: за правильные ответы участники получают игровые деньги, на которые будет куплен торт. Если дети неконфликтные, то можно устроить индивидуальный зачёт и в конце устроить ярмарку мелких призов. Или же вначале все вместе зарабатывают на торт, а потом уже провести ярмарку мелких призов по дополнительным вопросам, например, вспомнить пословицы и приметы на тему квеста. Можно дать возможность покупать подсказки, в частности предметы-помощники.
1 часть «Разминка»
1.Какие деньги любил Бобби в мультфильме «Остров сокровищ»?
Подсказка: ещё раз прослушать песню.
Ответ: пфенниг (пфеннинг), шиллинг, фут.
- В честь чего выпустили эту купюру? (Дать рассмотреть купюру с символами сочинской олимпиады).
3.Какой город изображён на купюре 50 рублей?
Подсказка 1: показать купюру с одной стороны и, при необходимости, назвать изображения.
Подсказка 2: карта России, с обратной стороны которой в местонахождении Санкт-Петербурга прикреплена металлическая пластинка или плоский магнит. Детям дать магниты в виде, например, машинок. Подсказка звучит так: «Эти машинки довезут вас до нужного города на карте».
Информация для ведущего: На лицевой стороне 50 рублей изображена скульптура, на фоне Петропавловской крепости, и эта скульптура располагается на Биржевой площади города Санкт-Петербург у основания Ростральной колонны. На другой стороне денег – общий вид Ростральной колонны и здания Биржи. Учтите, что на одной стороне купюры написано название города – это Санкт-Петербург. Проверьте, примагничивается ли манит в нужном месте (он может оказаться слабым).
4.ЦБ РФ собирается выпустить купюры в 200 и 2000 рублей. Какое небесное тело предложили на них изобразить миллион россиян?
Подсказка 1: активнее всех голосуют в Челябинске, интернет в помощь (помочь сформулировать запрос для поиска «Челябинск и небесное тело»). Или же сделать подсказкой статью в энциклопедии, которую детям ещё нужно будет найти (игра «Холодно-горячо» или по плану квартиры). Или же обвести нужные буквы в газете и предложить найти ответ там.
Если совсем упростить, то можно загадать загадку о метеорите (это и есть правильный ответ)
2 часть «Сказки» (задания в QR – кодах)
- Как зовут Родопис в сказке Шарля Перро?
QR – код с текстом «Пираты похитили девушку Родопис и продали в рабство. Хозяин купил ей сандалии. Когда Родопис купалась в реке, бог Гор в виде сокола украл её сандалию и унёс фараону. Сандалия была такой маленькой и изящной, что фараон тут же стал искать хозяйку. Он нашёл Родопис и женился на ней».
Дети должны провести аналогию со сказкой «Золушка». Ищем книгу со сказкой «Золушка», там находим следующий QR – код.
6.Задание «Деньги любят счёт» (на логику).
QR – код с текстом: «В сказках живут тролли — горные духи, ассоциируемые с камнем. Один такой тролль покупал яблоки по 5 рублей за штуку, а потом продавал их по 3 рубля за штуку. Через какое-то время он стал миллионером. Как ему это удалось? Кем был этот тролль?»
Подсказка: написать числа миллиард («был») и миллион («стал»).
Ответ: он был миллиардером. Акцентировать внимание детей на том, что тролль ассоциируется с камнем. Дальше дети ищут камень, под которым лежит следующий QR – код с заданием.
- Текст в QR – коде: «В какой стране за листок с новостями в 1538 году платили серебряной монетой, которая называлась «газета»? Эта страна – родина Пиноккио».
Подсказка: предмет – помощник (ещё и символ богатства) черепаха на магните – поиск по карте мира (за Италией закреплена металлическая пластинка).
Ответ: Италия.
Часть 3 «Сокровища» (на улице)
- Задание: добыть сокровища из бочонка с помощью удочки (важное условие!), который зацеплен навесным замком (предварительно на улице натянуть между деревьями длинную верёвку (как бы лабиринт), на одном конце закрепить ключик, на другом – замок.
Детям нужно протянуть ключ и замок с бочонком по верёвке так, чтобы они встретились, открыть замок, снять бочонок, «купить» предмет-помощник – удочку. В условиях города для этого задания нужен взрослый – помощник, который бы натянул верёвку и подготовил всё остальное и остался бы всё это охранять до появления участников квеста. У нас это будет бабушка, живущая, к счастью, неподалёкуJ
Дальше дети по очереди «вылавливают» магнитной удочкой монетки в 10 копеек. Одна монетка (или монетки) никак не вылавливается.
Ведущий говорит, что задание будет считаться пройденным, если дети проявят наблюдательность и догадаются, чем эта монетка отличается от других, достаёт её и дети сравнивают с остальными.
Подсказка: нужно сложи подсказку из букв, прикреплённых к верёвке. Там написано «Г о д в ы п у с к а»
Ответ: они разного года выпуска и более старые монетки не магнитятся!
Информация для ведущего: большинство монет номиналом 10 копеек до 2006 года не магнитится (основа латунная), а более новые монеты – магнитятся (основа — сталь). Но заготовленные монетки нужно предварительно проверить, так как есть нюансы.
9.Задание найти «Денежное дерево» (на одном из деревьев\кустов среди листьев прикреплены купюры – «лунные деньги» и QR – код с текстом: «Много серебра и злата в сундуках своих он прятал.
В мрачном он дворце живёт и чужих невест крадёт. Ищите его … — далее указать квадрат поиска, какие-то ориентиры)
Ведущий комментирует: существуют лунные деньги (дать рассмотреть купюры) — на них изображены учёные, изучающие космос, и космонавты, а также почему-то есть музыкант. Кто он и почему он там оказался?
Подсказка 1: он сочинил музыкальное произведение о Луне.
Подсказка 2: этот музыкант сочинил сонату.
Ответ: Моцарт, потому что он написал «Лунную сонату». Ответ на загадку – Кощей Бессмертный. (Его-то дети и идут искать дальше: можно где-то на улице закрепить изображение Кащея или повесить игрушечный скелетик).
Часть 4 «Восток – дело тонкое» (на улице)
- У Кащея среди сокровищ хранится и такая вот монетка. Какой стране принадлежит монета с отверстием? (Монетку-кулон (оберег) можно найти в магазине сувениров).
Ответ: Китай.
- Ещё в кащеевых запасах есть вот такие купюры. Чем отличаются драконы на них? (показать и рассказать про «адские» деньги (китайцы настолько верят в жизнь после смерти, что у них существуют ритуальные деньги для загробной жизни)
Подсказка – предметы-помощники: карта и лупа.
Ответ: у некоторых драконов 3 пальца (на банкнотах Японии), у других – 4 (банкноты Кореи), у третьих – по пять (Китай).
- Зачем в этой монете отверстие? (Дать рассмотреть китайскую монетку).
Ответ: Это монетка-амулет, оберег.
- Найдите на этих карточках иероглиф с монетки (дети должны соотнести иероглиф «удача» и «большая удача» — они не идентичны, но похожи). Догадайтесь, что он означает? (Дать карточки с увеличенным изображением китайских иероглифов, обозначающих такие понятия, как счастье, любовь, удача, здоровье, умиротворение и др.)
Подсказка: выскажите свои пожелания имениннику, наверняка, среди этих слов будет и загаданное.
Ведущий со словами «Большое спасибо за тёплые слова для моей дочери» вручает шуточную купюру с надписью «Большое спасибо». Дети идут в магазин, в котором им за эту купюру продают торт (конечно, нужно предварительно договориться с продавцами 😉
С уважением, Никитина Ева
Специально для конкурса «Праздник мечты»