«Товарищ, запомни правило простое:
работаешь сидя – отдыхай стоя!»
В.В. Маяковский
Сегодня мы начнем разговор с вами об очень важной вещи – тайм-менеджменте. Тема это занимает сердца и мысли каждой мамы в декрете, но сегодня мы вспомним об этой чудо-науке в рамках работы с нашими младшими школьниками. Итак, почему родилась эта тема? Потому, что у меня растет второклашка, потому что я часто получаю письма, как сделать так, чтобы: (дальше на ваш выбор)
- ребенок вовремя делал уроки
- ребенок успевал сделать то-то
- ребенок не опаздывал
- ребенок не делал в последнюю ночь проект перед сдачей
А еще потому, что я обожаю тайм-менеджмент и все успеваю! (шутка, не все я успеваю, но я близка к этому 😉 )
Ну, довольно отступлений, давайте по сути. В чем наша с вами задача состоит? В том, чтобы научить наших младших школьников обращаться и распоряжаться своим временем на базовом уровне, научить их планировать!
Так как я люблю схемы, буду рисовать, можно?
Давайте посмотрим, какими шагам мы должны научить ребенка при знакомства с тайм-менеджментов.
Как вы видите из схемы, мы как по ступенькам должны пройти через мотивацию, планирование и контроль. Только так и только в таком порядке.
Начнем с мотивации, пожалуй, самой сложно части из всех.
Зачем мне учеба? Почему я должен делать уроки? Кому я должен?
А ведь и правда, почему мы всегда говорим должен делать? Кому должен? Учителю? Родителям? Когда я пошла в школу, мне мама сказала: «Учеба нужна тебе, мы свое образование получили. Если ты хочешь учиться – ты будешь, если не захочешь – мы заставить не сможем». И все! Уроков со мной никто не делал (ну один раз только, я попросила помочь, пожалела о своем решении и просить перестала и то это было классе в 7). Даша пошла у меня в школу с таким же напутствием, но она не я, и я не мои родители. Поэтому ситуации разные и Даша иногда просит о помощи, и я помогаю, но просит крайне редко, чаще это связано с уточнением формулировки задания (они правда написаны коряво иногда).
Так вот, мы должны донести до ребенка, что это надо ему. Только на днях читала рассказ мамы, которая учит сына дома. Она описывала, как мотивировала его. Несколько месяцев он не хотел ничего делать, абсолютно и она не трогала его. Потом она заметила, как он переписывается с кем-то и невзначай заметила, что важна в этом вопросе грамотность. И он стал спрашивать, как пишется то или иное слово и вот маленькими шажками они выучили правила русского языка. Вывод: мальчик понял, зачем ему они!
Другой пример, ребенок захотел себе купить планшет. Вопрос, сколько ему надо карманных денег копить, чтобы собрать на планшет, с учетом того, что иногда что-то купить по мелочи хочется. Нужна математика!
Примеры простые, но малышам такие и нужны, наглядные! Только лучше не тыкать их носом в эти примеры, как котят, которые лужу в коридоре надули, а рассказывать как бы истории из жизни (я знала мальчика, у меня была подруга и она и т.д. и т.п.). Понимаете?
Тебе надо учиться, потому что без знаний ты никто! Потому, что тогда ты будешь дворником! Кстати, часто слышу именно это. Но разве дворник плохая профессия? Разве человек, который делает наш город чище не достоин уважения? Это отступление, но я к тому, что не тыкайте в ребенка профессиями, как будто они ужасные! Есть прекрасная, удивительная писательница, я ее очень люблю, люблю ее книгу, люблю ее блог, я зачитываюсь ее заметками и вот она, имея престижную работу, почет и уважение подрабатывала уборщицей в аптеке. Потому что ей было интересно! Потому что она так решила, потому что ей это нравилось! Потому, что все профессии нужны. «Мамы всякий нужны, мамы всякие важны!»
Так вот вернемся к мотивации. Я не могу за вас найти ее для вашего ребенка, этот ключик вы должны подобрать сами, найти того медведя, который сундук держит, поймать зайца и не упустить селезня, а уж там и до ключика не далеко!
Главное показать ребенку на доступных ему образах, зачем нужно учиться, почему важно делать уроки. Когда вам это удастся, покажите ему, как он тратит свое время. Вот это уже процесс механический. Используйте хронометраж. Заведите блокнот и несколько дней записывайте в него все, что делает ребенок дольше 5 минут, даже если он 10 минут просто просидел, смотря в одну точку. Записали?
Посчитайте, сколько времени он потерял зря. Но тут надо быть аккуратным, ведь например игра в телефон или другой гаджет не кажется ему пустой тратой времени, она такая для вас, поэтому включайте свою фантазию (а кто сказал, что будет легко?) и на образных примерах снова показывайте ему, как жил ваш знакомый дядя Петя или тетя Света, когда она ….
Получилось? Пробили стену мотивации? Показали на примерах? Молодцы! Идем дальше!
Планирование! Что ж это за зверь такой? Очень мой любимый зверь. Блокнотики, записочки. Особенно девочкам должно понравиться, но и мальчишек придется обучить.
Нам нужно составить список! В него вы включаете
- уроки
- кружки
- домашние дела и обязанности
- свободное время
Что далее? Расставляем время, что за чем должно идти. Тут полезно взять лист бумаги и расчертить на нем время и занятия и просто заполнить, как матрицу, так будет наглядно.
Ниже я показала пример, как я вижу (я пока точного расписания не знаю Дашиных кружков, но приблизительно) расписание обязательных дел на учебный год 2016-2017.
Как вы можете заметить, есть школа, есть прием пищи (утром он входит в сборы я его не выделяла отдельно), они на протяжении многих лет неизменны. Даже если мы в дороге или в гостях или в театре, я всегда планирую время так, чтобы +- 40 минут мы могли покушать в привычное время (бывает крайне редко график сбивается, но это единичные случаи, раза 2 в год не беда для меня). Я не буду объяснять, почему так, это не тема сегодняшней беседы, но для меня это важно!
Смотрим дальше, школа тоже отмечена, потому что это «работа». Да, школа для ребенка – это как работа для взрослого.
Кружки тоже отметим, они имеют график и они важны. Главное, чтобы они были выбраны ребенком. Если не хочет ваш ребенок ходить на музыку, например, не заставляйте. Лучше бросить, чем заставлять! Толку не будет от того, что ребенку насаждают сверху то, к чему он не готов!
Столько у меня примеров перед глазами тех детей, которых заставляли или заставляют ходить и если мы говорим в прошлом времени, то результат более чем плачевный.
Я поменяла более 15 кружков в детстве, я могла за год позаниматься в 6 разных по месяцу или по 2. Но за что я по-настоящему благодарна родителям, они не заставляли, как только я говорила, это не мое, меня забирали и искали новый. И нашли! Я сама нашла, записалась в кружок и проходила в него 11 лет! Не пропуская занятий и сейчас я дружу с педагогом, ее внуки играют с Дашей, а мы болтаем, глядя на них и попивая чай на свежем воздухе. Она стала моим наставником и другом! Вот как должно быть! Только так!
Была у меня подруга, она могла по 5 часов играть на фортепиано, тренируя новую музыкальную пьесу. Я поражалась, а она играла. Она хотела!
А был знакомый мальчик, которого заставляли заниматься боевыми искусствами, а он был далеко не боец, он рисовать мечтал, очень! И так ребенку жизнь исковеркали, что ему еще лечиться и лечиться, не только травмы исправлять, но и психику.
Но вернемся к расписанию. Осталась последняя графа. Я назвала ее совместное чтение, но там же еще и подготовка ко сну (зубы, душ и все такое). Это ритуал. Я читаю Даше на ночь, иногда она мне (по ее желанию), но это отменить может только что-то гиперважное и экстренное, как моя болезнь, например. Если я могу читать, я читаю! И буду читать хоть до пенсии! Это лучшее время за день!
А теперь вы видите, сколько времени осталось, вставляем в расписание (когда я говорю вставляем, то имею ввиду ребенка), время на домашнее задание, время на то, что он выбрал. Даже если ребенок выберет время на подготовку дз на ваш взгляд позднее, не спешите одергивать, пусть попробует. ЧТО может случиться?
Он поймет, что устал и уже не может, но вы напомните ему, что он сам выбрал это время и т.к. дз это его зона ответственности (вспоминаем мотивацию), то сделать надо, но в следующий раз предложите выбрать другое время.
У него все получится и он может и дальше делать уроки в это время. Я, например, всегда делала уроки в ночь, и в школе и в универе и сейчас работаю ночью. Ну голова у меня так лучше работает. Я ж никому не мешаю.
Ребенок может вставить в план игру на телефоне например или просмотр кино, чтение книги (тут тоже не стойте с секирой над головой, а то желание отбить можно).
И когда расписание будет заполнено дайте ему время на тестирование. Ведь это лишь набросок, его можно менять и нужно дать это понять ребенку. Менять не страшно, наша цель найти такой оптимальный вариант, чтобы ребенок успевал все, что нужно, все, что ему хочется и чтобы ваша душа была спокойно (ну хоть чуть чуть).
Если дел больше, чем часов в дне или дней в неделе, то учите расставлять приоритеты. Можно написать дела разными цветами, и смотреть, сколько у вас самых важных дел, сколько менее важных и какие только развлечения (помните, они тоже должны быть!!!)
Контроль. Вы, наверное, потираете руки, вот он тот момент, когда я выйду на сцену с дубинкой в руках. Шучу, но не совсем. Убирайте дубинку, вместо нее возьмите листок и займитесь своим расписанием, а контроль над планом ребенка оставьте ему. Научите его самого отслеживать успешность его выполнения. Вы же не можете ходить с ним за ручку до пенсии. Поэтому дайте ему нужные инструменты и отойдите в сторону, почитайте, посмотрите кино, вымойте окна, вы же наверняка думали, что сами не все успеваете. Вот вам шанс!
Отмечать дела можно разными способами. Выделять маркером разным цветом, заклеивать стикерами или наклейками. Найдите свое решение лучше веселое и яркое, чтобы можно было поулыбаться и порадоваться выполненному делу.
Если не все успели или сделали, проведите анализ, почему так получилось. Это лучше вместе делать. И мой личный совет. Привлекайте к анализу своего неуспевания ребенка, покажите ему на примере, что вы проводите такую же работу, как и он. Ищите пути решения вместе, это сблизит вас против общего врага — времени! А вы станете дружной командой, сумевшей время покорить и подчинить себе!
Подведем итог! Мотивация, Планирование, Контроль – вот три первых шага на пути к управлению временем, которым нужно учить не только взрослых, но и школьников!
Мы обязательно продолжим эту тему, у меня есть много задумок о том, что обсудить, а пока жду ваши вопросы в комментариях, чтобы знать, что вас интересует больше всего.
С уважением, Костюченко Мария
Руководитель онлайн-школы «Учимся играя»