Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья! Сегодня 23 марта и мы дружно отмечаем Всемирный день метеорологии. Небольшая справка о празднике: «В событии принимают участие 191 государство. Всемирный метеорологический день проводится с целью повышения осведомленности широкой общественности о возможных последствиях изменения климата. Ведь сегодня быстрое изменение климата — одна из самых серьезных экологических проблем, с которыми сталкивается человечество. В России официальный «старт» системе гидрометеорологического мониторинга был дан более 170 лет назад — в 1834 году, когда указом императора Николая I в Санкт-Петербурге была учреждена Нормальная магнитно-метеорологическая обсерватория.»
Давайте и мы сегодня в честь такого необычного праздника поговорим с ребенком о том, как же построить дома свою собственную метеорологическую станцию. Поможет нам в этом Татьяна Пироженко, автор проекта «Нескучная наука».
На дворе наступило самое интересное и непредсказуемое время года – весна! То солнце греет как летом, то заморозки. То снег начинает срываться, то дождь. То туман, то ветер… После скучной однообразной зимней погоды весна разворачивает перед нами настоящее представление!
Мы, взрослые, часто ворчим на погоду, но маленькие исследователи только радуются этим переменам. А чтобы их любопытство и интерес направить в полезное русло, сейчас самое время заняться систематическими наблюдениями за погодой.
Для чего это нужно?
- Для понимания процессов, происходящих в природе.
- Для знакомства с научным методом познания мира.
- Для получения навыков исследований, которые пригодятся не только при изучении погоды, но и в любых других науках: ведение дневника наблюдений, составление таблиц и графиков, проведение измерений.
Естественно, для каждого возраста, эти вопросы решаются по-разному.
3-4 года
С совсем малышами достаточно просто обращать внимание на происходящее в природе. Попробуйте вместе с ними отыскивать причины и следствия этих изменений. Стоит солнечная погода – стало тепло – набухли почки на кусте у подъезда. Поднялся ветер – пришли тучи – похолодало – надо надевать шапку и брать на прогулку зонт.
Находите как можно больше связей между погодой и окружающим миром. Побуждайте ребенка самого делать логические умозаключения, задавая наводящие вопросы: откуда на улице лужи, куда они делись и т.п.
В этом возрасте вы можете вместе с ребенком вести простейшую регистрацию происходящего в погоде, просто отмечая ее. Например, наклеивая на настенный календарь наклейки с изображениями солнышка, тучки, снега и дождика — такие наклейки с многочисленными «солнышками» на одном листе продаются в канцелярских магазинах как раз для ведения календаря погоды. А может быть, просто будете приклеивать на холодильник магнитик с изображением тучки или солнышка в зависимости от того, какая за окном погода? Такие магнитики можно приобрести готовые, а можно сделать с малышом своими руками, из соленого теста, например, влепив в него магнит.
Не думайте, что в такой регистрации есть что-то сложное или скучное для малышей. Ведь совсем не обязательно вести этот календарь погоды строго каждый день – достаточно просто периодически о нем вспоминать.
Что это даст малышу, кроме удовольствия от наклеивания «солнышек»?
Очень многое! Ребенок узнает, как можно фиксировать информацию! Он пока не подозревает, что что-то можно записать словами, но он поймет, что то, что случилось сегодня, не будет потеряно и забыто – завтра мы посмотрим на наклейку и вспомним, что было раньше. А это первый шаг к овладению абстрактным миром знаков, а значит, и чтением, и письмом! Недаром история началась с пиктограмм и иероглифов – малышу тоже надо пройти эту стадию. Заодно это поможет ребенку осознать понятия «вчера», «сегодня», завтра», представить время в его продолжительности, а не набором случайных событий.
Например, я для детей в таком возрасте делала календарь «недельку» на холодильник, где как раз одним из элементов и была регистрация погоды.
5-7 лет
В этом чудесном возрасте уже можно вести с ребенком настоящие метеорологические наблюдения! Малыш уже многое знает о мире, многие объяснения может понять. Девиз этого возраста «Меньше слов, больше дела», поэтому наблюдать за погодой нужно не просто глядя в окошко, а проводя опыты и эксперименты. Изучайте с ним разные погодные явления: ветер, радугу, снег, торнадо и т.п. Наблюдайте и классифицируйте облака, считайте количество выпавших осадков, стройте флюгер. Примеры таких занятий и экспериментов вы найдете у меня в блоге на страничке «Клуб почемучек и опыты для детей».
И не забывайте все это фиксировать в календаре погоды! Ведь память в этом возрасте еще очень-очень недолгая, а календарь поможет ребенку запомнить ваши занятия и при взгляде на календарь снова восстановить их в памяти. Особенно, если это будет какой-нибудь необычный календарь или пособие, а не просто табличка на бумаге.
7-10 лет
В этом возрасте дети уже настоящие маленькие ученые. Они, конечно, тоже еще только играют в исследователей, но уже могут это делать по всем правилам настоящей взрослой науки.
Примерно с этого возраста имеет смысл вводить в жизнь настоящий календарь или дневничок погоды – именно сейчас ребенок может не только фиксировать наблюдаемое, но и обобщать собранную информацию и делать на ее основе какие-то логические выводы.
Показав ребенку, как ведутся систематические наблюдения, научив из сухих цифр таблицы извлекать смысл изменений и прослеживать закономерности, родители закладывают фундамент умения структурировать данные и оперировать ими. А это пригодится в любой деятельности, не только метеоролагам:)
Но, конечно, забывать о наглядности и практических занятиях тоже не стоит – ведь даже в этом возрасте с ребенком надо играть. По-прежнему актуальны опыты и эксперименты на тему погодных явлений. Только теперь нужно не просто проводить опыт, а и объяснять теорию к нему. Не только что-то наблюдать, но и стараться докопаться до сути явления, задавая вопрос «почему?». Почему образуются лужи? Почему дует ветер? Почему теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз? Отвечая на эти вопросы, ребенок познакомится не только с погодными явлениями, но и столкнется с самыми основами физики и химии.
Я очень рекомендую в качестве такой полуигры-полузанятия использовать проектную деятельность, и в частности, лэпбуки.
Два слова о том, что это такое – лэпбук. Это самодельная интерактивная развивающая папка, в которой ребенок в интересной игровой форме собирает информацию и необходимые материалы по своей теме. Чтобы потом всегда иметь под рукой мини-справочник и при необходимости тут же освежать в памяти изученную тему. А чтобы все это ему было интересно смотреть, в папке предусматриваются окошки, кармашки, крутящиеся стрелочки, разворачивающиеся странички и т.п. Все, что превратит записи из скучного конспекта в игровое пространство. Как пример, можно взять мой авторский лэпбук «Домашняя метеостанция», который я как раз придумывала для дочкиных наблюдений за погодой.
А что после 10?
Переходом к старшей школе жизнь вовсе не кончается – это как раз пора самостоятельных исследований, собственных проектов и маленьких открытий.
Нужен ли в этом возрасте календарь погоды? Если ваш ребенок склонен к систематизации, любит таблицы и графики – то этот вид деятельности для него.
Но теперь из календаря погоды может получиться целый научный проект! Подняв свои детские записи за прошлые годы, ребенок может, например, сказать, грозит ли человечеству глобальное потепление. Уж сколько лет ученые ведут об этом споры! Может быть и вам будет что к ним добавить?
Можно ли по этим сведениям выявить влияние каких-то глобальных климатических явлений на свой родной край? Как течение Эль-Ниньо «делает» погоду в Самарской области? Влияют ли вспышки на Солнце на количество осадков в Крыму? Ребенок может предложить самую безумную гипотезу – и проверить ее на практике с помощью календаря погоды:)
Вот так календарь погоды сопровождает ребенка по жизни – от простейших «солнышек» до настоящих научных теорий:)
А вы с малышами используете в занятиях наблюдение за погодой? Фиксируете ли ее каким-то образом? Поделитесь в комментариях своими находками!
Пироженко Татьяна,
автор проекта «Нескучная наука«
автор блога «Это интересно!«
Статьи о временах года и сезонах:
- Учим временные понятия с детьми
- Как потрогать время
- Тематический комплект «Времена года»
P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.