Сегодня в нашей рубрике «Весёлая переменка» я рада представить вам игры с блоками Дьенеша от Юлии Матроскиной, талантливой мамы двух веселых разновозрастных деток.
«Когда между детьми не очень большая разница в возрасте, допустим, как у моих — два года с копейками, то в голове может возникать обманчивая уверенность, что младший знает столько же сколько старший и часто даже можно поймать себя на мысли, что малыш-то растёт, а значит про цвета, формы, противоположности, стороны и свойства предметов надо играть. Казалось бы, только что про всё это игралось, и всё усвоилось, и можно принять знания за данность, усложнить занятия, перейти к другому этапу… а не тут то было! Младший требует информацию заново прокрутить, вместе с тем играть приходится с обоими вместе, а значит необходимо учитывать интересы и возможности двух возрастов.
Сегодня расскажу об одной из наших игр, с блоками Дьенеша. Началось всё с того, что днём Никита спит, а Катя — нет. Значит есть время лично для Кати, но при этом игры должны быть тихие.
Этап первый. Конструирование. Кате были предоставлены блоки и лист плотной бумаги. Её задача — построить дворец, поскольку у неё ярко выраженный интерес к платьям/дворцам/балам/принцессам. Другие интересы — поставьте другую задачу: машина/поезд/гараж/… не столь важно что, сколь важно завлечь.
«Дворец» готов. Теперь я обвела каждую деталь своим цветом, а Кате подготовила три карандаша и нарезала пустых карточек по количеству деталей строения.
Этап второй. Тихий-тихий. На дворец напал дракон, детали забрал, принцессы в печали. Им надо помочь, детали у дракона забрать, но надо это делать молча, совсем молча, чтобы он не заметил нас. Я «иду к дракону» за деталями, а Катя мне пишет/рисует записку: какую деталь взять. При этом по рисунку мне всё должно быть понятно: какого цвета/размера/формы деталь нужна.
Итак, дворец вновь собран, отработаны навыки рисования разных форм, логика, что там ещё… а ещё появились карточки. А где же внимание к интересам младшего, спросите вы? На этом этапе — здоровый сон в тишине :)))
Этап третий. Совместная игра. Дневной сон закончился, а у нас уже всё готово, чтобы поиграть вместе и при этом учить цвета, что сейчас очень актуально для Никиты. Дворец опять «забирает дракон» (сложите в коробочку и заберите к себе), а Кате-волшебнице на этот раз не справится без помощника-принца, поскольку дракон разозлился и наколдовал так, что она не может покинуть место строительства, а до меня дойти надо на другой конец комнаты. Вы сможете придумать сюжет, который нужен вам, отталкиваясь от задачи: построенное рушится, старшему без младшего блоки не принести.
Без принца не обойтись, а он и рад, это ж можно сколько туда-сюда набегать! Вот радости! Основа дворца и карточки у Кати, блоки — у меня. Катя даёт Никите карточку, Никита приносит карточку мне, я выбираю нужную деталь, проговариваю ему какого она цвета и прошу отнести блок Кате. Катя проговаривает какой цвет Никита принёс, выдаёт ему следующую карточку…
— Никита, на карточку, дай карточку маме.
— Спасибо, Никита, возьми красный круг, отнеси Кате. Вот молодец. Кате отдал. Умничка, возьми у Кати карточку.
— Никита, ты красную принёс, ага, на, иди, пожалуйста :)))))))
и так пока дворец не будет построен. Первые 4-5 карточек Никита путался куда идти и что кому отдавать, а потом дело пошло как по маслу.
Катю хвалю бесконечное число раз какая она молодец как карточки хорошо нарисовала, какая она умница и большая, что всё знает и может Никиту учить. Никиту хвалю за то, что он умничка берёт/приносит/отдаёт/узнаёт цвета…
Смысл игры даже не столько в изучении цветов, хотя в это нужно играть с Никитой всё равно, сколько в том, что они учатся заодно вместе что-то делать, одной командой достигают результата, распределяя роли, тренируются говорить друг с другом не забывая вежливые слова.
Усложнить игру можно:
1. По цветам. Нарисовать «дворец» маме, используя дополнительно фиолетовый, оранжевый и зелёный цвета, соответственно при строительстве необходимо будет одну на другую положить два цвета: красный на синий (для фиолетового), красный на жёлтый (для оранжевого), синий на жёлтый (для зелёного).
2. По свойствам. Проговаривать для младшего не только цвет, но и форму и размер. В дальнейшем предлагать ему самому выбрать нужный блок из коробки.»
Юлия Матроскина,
автор блога «Едим с Катей» и автор тематических игровых наборов «Тематики«