Сегодня я рада представить вашему вниманию новую и очень интересную статью Юлии Матроскиной о том, что такое наглядное моделирование и как внедрить его в игры с дошкольниками.
В данном посте стоит в первую очередь пару слов сказать о способности к наглядному моделированию деток дошкольного возраста. Леонид Абрамович Венгер многочисленными исследованиями подтвердил, что именно эти способности оказываются важнейшими в умственном развитии дошкольников. И задача взрослого — максимально уделить этому внимание.
Моделирование в дошкольном возрасте присутствует, по сути, во многих видах деятельности ребёнка: лепка, конструирование, сюжетно-ролевые игры, рисование, любые игры… Если бы не одно НО: взрослые! Да, именно взрослые могут стать либо препятствием к формированию такой важной интеллектуальной способности либо ценным помощником своему ребёнку.
Почему? Во-первых, потому что дети часто заорганизованы и им просто не хватает времени мыслить, экспериментировать, переваривать свой опыт и знания. Во-вторых, сложно замещать что-то чем-то, когда достаточно пойти в магазин и купить костюм/набор/дворец и тысячу соответствующих самим себе вещей. Сложно, потому что не зачем. Вместе с тем это необходимо! Жизненно важно детям!
Способность моделировать начинает формироваться в дошкольном возрасте и является не просто признаком хорошо развитой фантазии, а залогом успешности ребёнка в будущем. Наглядное моделирование позволяет усваивать знания о предметах и явлениях, выявлять их существенные признаки и характеристики, связи и закономерности, развивает воображение, речь, мышление.
Хватит уже длинных слов, покажу практический пример игр по моделированию.
Мы с Катей (4г.) создали свой мультик по рассказу Владимира Григорьевича Сутеева «Три котёнка», вернее по мультфильму «Шутки» (Союзмультфильм, 1963г.), включающем эту сказку .
Текст рассказа:
ТРИ КОТЁНКА
Три котёнка — чёрный, серый и белый — увидели мышь и бросились за ней!
Мышь прыгнула в банку с мукой.
Котята — за ней!
Мышь убежала.
А из банки вылезли три белых котёнка.
Три белых котёнка увидели на дворе лягушку и бросились за ней!
Лягушка прыгнула в старую самоварную трубу. Котята — за ней!
Лягушка ускакала, а из трубы вылезли три чёрных котёнка.
Три чёрных котёнка увидели в пруду рыбу и бросились за ней!
Рыба уплыла,
а из воды вынырнули три мокрых котёнка.
Три мокрых котёнка пошли домой.
По дороге они обсохли и стали как были: чёрный, серый и белый.
Первым делом я предложила котят заменить цветовыми карточками из набора «Творчество с пелёнок» от компании «Умница», который мы сейчас очень активно осваиваем. Таким образом Катя подобрала замещающие модели по цветовому признаку, что очень органично вписывается в идею сказки.
Итак, карточки выбраны и Катя приступила к следующему этапу: опять же моделированию — создавала декорации к сценам по мотивам мультфильма. Использованы: цветная бумага, клей, карандаши, пакет из-под муки.
Пока я устанавливала фотоаппарат на штатив, Катя приобщила Никиту к игре в котят и они мяукая несколько раз подряд проиграли сказку, смоделировав увиденный мультик по-новому, на себе.
Понятно, что Никите к его неполных 2 года сложно ещё объять весь процесс создания нашего мультика целиком, зато ему очень пригодились декорации. Уже несколько дней я беру лист с рыбкой и демонстрирую ему цветовые карточки в игре. Использую лист как сцену.
Допустим, рыбка принесла Никите карточку (высовываю карточку из прорези) — «Привет, Никита, какого цвета карточка?» (озвучиваю рыбку). Или наоборот рыбка Никиту просит подарить ей карточку определённого цвета, для чего карточку надо опустить в прорезь и она «исчезнет» в глубине озера. Для него, малыша, это тоже моделирование, роль, театр.
Просто хвалите вашего малыша, когда перевёрнутая табуретка становится пароходом, а карандаш — волшебной палочкой — это первая ступень к Изобретателю/Творцу/Архитектору/ (не столь важно), к человеку делающему своё дело в большой буквы. Помогите ребёнку в очередной раз подобрать что-то вместо чего-то очень важного, вылепить Землю из теста и обыграть любимую книжку. Это всё не просто игра — это естественный путь развития умственной деятельности, которому в дошкольном возрасте необходимо уделить максимум внимания.
Уверена, что ваш ребёнок вас удивит. Так, например, Катя с помощью арт-конструкторов и карточек (входящих в «Творчество с пелёнок») выложила картинку-зарисовку. Спрашиваю: что вышло? «Такая картина… Цветок ближе к нам, дерево растёт вдалеке за ним, это понятно, потому что цветок большой — значит ближе, дерево меньше — значит дальше». Не знаю хорошо это или плохо, но я поняла, что перспектива, как техника изображения, подсознательно усвоена.
С цветовыми карточками «Умницы» можно проводить бесконечное множество занятий по моделированию. Если раньше я чуток сомневалась, то за время работы с комплектом всё больше прихожу к выводу, что карточки обязательно нужно иметь дома.
Ещё с нашими занятиями по комплекту «Творчество с пелёнок» «Умницы» можно познакомиться здесь и здесь.
С уважением, Матроскина Юлия