Продолжаем знакомиться с конкурсными тематическими занятиями на конкурс «Профессии большого города». И сегодня Светлана Гвоздева расскажет о своей игре на тему «Коуч».
Я показала детям картинку и спросила, как они думаю, что происходит на рисунке.
— Волшебница кормит животных.
— Она хорошо делает?
— Конечно.
— А что будет с животными, если она не сможет прийти?
— Они будут сами искать себе пищу.
— Как вы думаете, если бы волшебница не просто накормила зверей, а устроила так, что бы им легко было добывать себе пищу даже зимой, было бы хорошо?
— Очень!
Мы прочитали рассказ Золотой гвоздь Е. Пермяка. И обсудили его. Сделав акцент на роли Кузнеца в жизни Тиши.
В современной жизни есть профессия, представители которой так же помогают людям добиваться своих целей.
Представитель этой профессии называется Коуч, а процесс взаимодействия Коуча с наставником Коучинг.
Коучинг — это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среду, которая облегчает движение человека к желаемым целям так, чтобы оно приносило удовлетворение. Таким образом, профессия коуча относиться к помогающим профессиям. Какие еще помогающие профессии ты знаешь?
Основное умение Коуча — умение задавать вопросы.
С помощью вопросов ведется беседа, помогающая человеку четко определить свои цели, увидеть препятствия и наметить пути преодоления этих проблем.
Есть три основных вида вопросов:
- Закрытые.
- Альтернативные.
- Открытые.
Закрытый вопрос это вопрос, на который есть только два варианта ответа (да, нет). Например: ты будешь есть овсяную кашу?
Альтернативный вопрос дает возможность выбрать один из двух вариантов ответов:
Ты будешь кашу манную или овсяную?
Открытый вопрос может иметь много вариантов ответов.
Чем ты хочешь позавтракать?
Каждый вид вопросов полезен в определенных случаях. И может совершенно по разному повернуть ход беседы.
Посмотри, как можно обозначить каждый вид вопросов:
Предлагаю поиграть в игру и поучиться составлять вопросы.
Для игры нужны карточки, обозначающие вид вопроса, по несколько каждого вида. Карточки перемешиваются, раздаются поровну и по очереди выкладываются на стол. Каждый, выложивший на стол карточку задает тот вид вопроса, который ему выпал.
Лиде (7,5 лет) легко далась игра, Тиме (4,5 года) немного сложнее. Но уже к третьему кругу он легко придумывал вопросы.
Затем я спросила Лиду, есть ли что то, что она хотела бы делать лучше, чем сейчас делает. Она рассказала и мы устроили сеанс Коучинга. По этическим соображениям я не буду писать подробности. После сеанса я показала ей картины и попросила выбрать ту, которая отражает ее состояние в самом начале – когда она рассказывала о своей проблеме. Она выбрала вот эту:
А потом попросила найти картину, которая отражает ее теперешнее состояние (после сеанса).
Вот ее выбор:
Еще я попросила найти картину, которая отражает ее состояние после того как мы нашли способы преодолевать препятствия и определили пути достижения цели.
Потом мы обсудили, что необычного было в нашей беседе. Мне пришлось применить закрытые и альтернативные типы вопросов, так как дочь долго не могла объяснить. Она говорила о том, что я вселила в нее уверенность. А каким способом я это сделала, никак не могла объяснить. Когда я спросила ее: я так тебе и сказала: — Я в тебя верю, верь в себя? — Нет. — А тебе говорила, что надо делать? — Нет. Я говорила утвердительными или вопросительными предложениями? — Вопросительными.
— Т.е. отвечая на вопросы, ты поверила в то, что можешь это сделать?
— Да! И я поняла что надо делать.
Потом я предложила дочери провести такой сеанс с Тимофеем. Сначала я показала Мастер-класс. Мы учились собирать картинки из кубиков. Потом мы все обсудили (без Тимы) и потом дочь сама попробовала.
В силу Тиминого возраста вопросы мы задавали по большей части закрытые или альтернативные и по-началу мне приходилось частенько возвращать его к цели деятельности – «Ты какую картинку собираешь? Лисичку?», «Какие кубики будут внизу?». Дочка заметила «мама, ты так с нами обычно и занимаешься». «Конечно, это же профессиональный навык», — ответила я. Но когда взялась сама брату помогать, у нее так ручки и тянулись показать как надо. Еще мы с Лидой на примере Тимофея обсудили такой момент как мотивация наставника. Бывает, что в процессе деятельности интерес человека (его желание достигнуть цели) ослабевает и тогда коуч предпринимает шаги, что бы усилить мотивацию (что бы желание достичь цели усилилось). Мы обсудили от чего зависит сила желания. Дочь пришла к выводу, что оно часто связано с тем, насколько хорошо получается то, что человек делает. Если это слишком легко, то интерес быстро теряется. Если кажется очень сложным то же. Дочь на своем примере и примере брата поняла: что бы цель не казалась недостижимой, ее надо разбить на подзадачи. Она конечно не такими словами говорила, а конкретные ситуации которые произошли в ходе наших занятий описывала. И выводы делала.
Тиме, перед тем как мы начали играть в кубики, показала карточки Люшера и попросила выбрать цвет, который ему больше всех нравиться. Он выбрал синий. В середине (когда он простые складывать научился) — красный. Тогда я предложила ему более сложный вариант. Он с азартом согласился. В конце занятий он сказал, что самый красивый цвет желтый и подарил мне его.
В общем, и по выбору дочери и по выбору сына я вижу, что коуч-сессии удались. Кроме того, Тима теперь кубики и пазлы щелкает как орешки, а Лида вечером спокойно села и написала прописи с желаемым качеством.
Еще я попросила дочь выбрать картину, которая по ее мнению отражает суть Коучинга. Она выбрала вот эту:
И объяснила: стоишь в самом низу, а вершину все равно видно и ты понимаешь, что до нее можно добраться.
В конце мы поговорили о том, насколько важна эта профессия и каково поле деятельности Коуча. Дочь пришла к выводу, что профессия очень полезная и интересная. И коучи нужны во всех сферах жизни: и в школе ученикам и в любой профессии полезны коучи, потому что они помогают людям лучше и с удовольствием работать и учиться.
А мое ощущение этой профессии отражено в этой картине:
С уважением, Гвоздева Светлана
Для конкурса «Профессии большого города»