Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья.  Разговор сегодня у нас пойдет о самых маленьких детках, о малышах первого года жизни. Казалось бы, что можно делать с таким малышом? Да столько всего! Многие мамы играют и занимаются с детками без всяких книг  и пособий, что происходит на интуитивном уровне. Скорее всего, сегодня мы не изобретём велосипед, но постараемся упорядочить наши знания о том, как можно играть с детьми с рождения до года.

Сразу оговорюсь, я буду рассказывать о самых простых и важных играх. Особенности занятий по отдельным авторским методикам, таким как методика Домана, Монтессори, Никитиных и т.д., затрагиваться не будут. Речь пойдёт о том, как помочь ребенку адаптироваться в новом для него мире, познать себя и окружающие его предметы.

Мой рассказ построен не только на теории, а в большей степени опирается на личный опыт и опыт мам и деток, с которыми я общаюсь на протяжении длительного времени.

Первое, что хочется сказать: самое главное для новорождённого малыша – это мама, это папа, близкие люди, которые его любят. Так важно в первое время (и не только, всегда!) очень много говорить с ребенком обо всем на свете. Свои первые знания о мире он получает из маминых уст.

Маленькое чудо лежит в кроватке и видит мамино лицо. Вот мама наклоняется, берет кроху на ручки и целует. У мамы на ручках тепло и уютно. Мама подносит малыша к окошку, по стеклу сбегают капельки дождя.

— Это дождик,  — говорит мама, — он мокрый и капает с неба. Там наверху небо.

Затем мама открывает кран и брызгает капельки детке на ручку.

— Мокро, — говорит мама и малыш запоминает.

Ой, а это что тут? Мама говорит ручки. Чьи ручки? Что ими делать?

— Хватай, схвати, вот так, молодец! Хвать, ручкой, хвать, правильно, вот так!

Пусть не сразу и не всё, но у малыша обязательно будет получаться и он будет стараться, потому что мама поддерживает, подбадривает и проговаривает. Сказанное мамой — самое интересное и важное на свете.

Ребенку просто необходимо, чтобы мама озвучивала каждое свое и его действие, просто комментировала то, что происходит вокруг. Когда мы выходили на прогулку, я рассказывала Даша абсолютно все, причем я старалась употреблять в речи важные для неё понятия: право/лево, близко/далеко и другие слова. И уже в 1,5 года Даша уверенно различала простейшие пространственные понятия. Я могла спокойно попросить её принести книгу, «которая лежит на нижней полке черного шкафа с левой стороны».

В своей речи не старайтесь сюсюкаться с ребенком, говорите с ним ласково, нежно, но нормально, не коверкая слов.

Есть еще один момент. Когда-то врач невролог отругала меня за то, что я говорила Даше не собака, а «ав-ав», не корова, а «му» и т.д. Я не знаю ответа на вопрос, правильно это или нет, но мы прошли через период понимания таких слов и их произношения, и это не повредило Дашиному развитию речи и чему-либо еще, поэтому выбирать вам. Я верю в то, что кроме мамы никто лучше не скажет, как надо играть и развивать ее ребенка.

Итак, мы с вами еще раз поставили себе галочку, что нужно много разговаривать с детьми и не думать, что он вас не понимает. ПОНИМАЕТ!!! И запоминает!!! Каждое ваше слово, вашу интонацию и мимику.

Именно разговоры помогут ребенку понять, что у него есть ручки и ножки, что смотрит он глазками, что слышит ушками. Что его окружают мама и папа,  баба и деда; что за окном бывает лето и осень, зима и весна, и многое, многое другое.

Что же мы можем делать с ребенком помимо разговоров?

Тренируем глазки

При рождении поле зрения ребенка более ограничено, чем ваше собственное. Скорее всего, он будет смотреть на предметы, которые находятся не дальше 30 градусов слева и справа от него, 10 градусов сверху и снизу и на расстоянии не более 90 см от тела. Когда он лежит на сгибе вашей руки и сосет грудь, он естественным образом может фокусировать зрение на предметах на расстоянии 17 — 20 см. Обычно к 2 неделям он начинает узнавать лицо матери и отца. Его зрение на 10 — 30 процентов менее острое, чем ваше, поэтому ему сложнее видеть тонкие линии. Он видит их как смазанную серую массу. Новорожденным больше правятся контрастные черно-белые узоры, чем цвета, потому что в этот период их палочки (клетки в сетчатке, чувствительные к слабому свету и различающие только черный и белый) работают лучше, чем колбочки (клетки, которые видят цвета на ярком свету). Новорожденные предпочитают прямые или ломаные линии кривым или волнистым. Кроме того, их привлекают простые изображения лиц.

К б неделям ребенок может четко фокусировать зрение на предметах на расстоянии около 30 см и обычно начинает улыбаться. Его особенно привлекают изображения лиц и концентрических кругов. Кроме того, он будет более пристально смотреть на внешние края рисунков, чем в середину.

Между 2 и 4 месяцами зрение вашего ребенка резко улучшается, и он уже может следить за предметами глазами или поворачиваться в направлении звука. Ему начинают нравиться более сложные рисунки  и кривые линии и формы, а не прямые или ломаные. Кроме того, его поведение показывает, что он помнит увиденное.

  К 4 месяцам ребенок видит все цвета и может фокусировать зрение и на ближних, и на дальних предметах.

                                                                              (из книги Сары Брюэр «Суперребенок» )

Итак, с самого рождения можно уделить внимание тренировке зрительных функций малыша. Для этого вы можете распечатать или нарисовать черно-белые картинки с ломаными линями или простыми фигурами, а также элементарные изображения лиц: «точка, точка, запятая». Маленькие, да и не маленькие, да и не только детки, лучше всего реагируют на улыбающееся лицо :)))

черно-белые картинки для малыша

Картинки можно развесить на стены, просто показывать ребенку, сделать  большие картонные кубики, на каждой стороне которого черно-белый рисунок.

Постепенно рисунки можно усложнять, например, показывать малышу силуэты животных, построек,  цветов и т.д.

Игры с цветом 

Картинки к 4 месяцам уже становятся цветными, и малыш начинает видеть наш мир таким, каким представляем его мы.

И в этот момент уже можно рассказывать малышу о том, что небо голубое, а листик зеленый, любимый плюшевый мишка — коричневый, а волк — серый.

В самом начале достаточно просто рассказывать малышу о том, какой предмет, какого цвета, но по мере его взросления, ближе к году, уже можно ставить перед ребенком определенные задачи. Например, собирая пирамидку, вы просите его одеть на стержень колечко определенного цвета. Не расстраивайтесь, если малыш этого не сделает сразу, выполните это «задание» сами, покажите ему не раз и не два, при этом четко формулируя задачу, комментируя свои действия и хваля ребёнка (!). Играя в кубики, вы также можете попросить его положить перед вами красный кубик, а на него или радом с ним — зеленый и т.д.

Можно купить в хозяйственном магазине самые простые пластмассовые миски 4-х основных цветов и сортировать в них любые игрушки/детали конструкторов/карандаши/одежду.

Очень просто сделать карточки для игр с цветами, когда на рисунке вырезается какая-либо его часть (например, на рисунке зайчика в штанишках вырезаете его штанишки макетным ножиком) и карточка прикладывается к одеялу, стене, цветным карточкам и штанишки меняют цвет. Для ребенка это занятие сродни волшебству 🙂 (сделать такие карточки легко и просто. Вот тут можно почитать о том, как их сделать и скачать шаблоны).

Полезно будет организовать дома Цветной уголок. Что  это такое? Это красиво оформленное пространство, в котором малыш может познакомиться с цветом и его оттенками. Уже с 5 месяцев кроху можно подносить к такому уголку и просто показывать и рассказывать о том, что он видит.

Слайд1

Можно придумать мини-сказку: «Мой хороший, сегодня мы с тобой вместе с волчонком (любая любимая игрушка малыша) попадем в гости к фее голубой страны. Смотри, какое необычное дерево растет около домика феи. У него голубые листики, а на окошке голубые занавески. Посмотри, сколько красивых оттенком голубого цвета есть в ее стране (обращаем внимание на кораблик рядом). В этой стране все голубое, посмотри.»

 Я использовала готовые карточки с оттенками из набора «100 цветов» (компании Умница), но их можно сделать и самим. На данном этапе просто важно знакомство с цветом, поэтому игровой элемент в виде дерева, домика, кораблика, паровозика и т.д. способствует привлечению внимания ребенка.

Для ребенка в возрасте 10-12 месяцев может быть интересна игра с цветными сказками. На листе бумаги необходимо нарисовать/приклеить крупные рисунки определенного цвета, например: машинку, облачко, цветок, шарик, мячик. В рисунках желательно  использовать большие круги (не обязательно, конечно, круг, просто этот элемент ребенку удобнее всего брать в руки и сопоставлять + у нас было очень много крышек от детского питания, с которыми мы играли). Теперь начинайте рассказывать сказку о том, как маленький шарик отправился гулять и познакомился с мячиком, машинкой и прочими, как машинка укрыла его от дождика, облачко покатало в небе и т.д.

Слайд2

Когда вы называете персонажа сказки, делайте акцент на его цвет (со временем добавляйте и указание на форму) и предлагайте малышу взять крышечку (если ребенку сложно, помогайте ему) и поставить ее на место нового знакомого Шарика (положить на облачко, под машинку, рядом с шариком…

Такая сказка поможет вам познакомиться с цветом, формой, сюжетом и еще пальчики ребенок потренирует.

Развитие тактильных ощущений. 

Одной из самых важных областей развития для малышей до года является развитие мелкой моторики, тренировка пальчиков. Это так называемые пальчиковые и сенсорные игры. Развитие речи напрямую зависит от развития мелкой моторики.

Пальчиковые игры — это такие стишки, во время которых вы совершаете разные упражнения (гимнастику) с пальчиками ребенка. Уже после годика, а то и после 1,5 лет, малыш уже сможет сам активно начать играть в такие игры, но до годика, как правило, все манипуляции с пальчиками проделывает мама и читает стишок, чтобы ребенку не было скучно. Всевозможных пальчиковых игр в интернете очень много, поэтому я не буду пересказывать вам их, просто наберите в строке поиска «пальчиковые игры» и вашему вниманию откроются всевозможные пальчиковые стишки.

Главное читать их по памяти, с улыбкой и в этот момент ласково играть с пальчиками вашего малыша.

Например, вы рассказываете:

Этот пальчик – дедушка (нежно гладите и массируете большой пальчик малыша)

Этот пальчик – бабушка (указательный)

Этот пальчик – папа (средний)

Этот пальчик – мама (безымянный)

Этот пальчик – (имя ребенка) (мизинчик)

Но одной гимнастики мало, ведь вокруг столько всего тактильно интересного! Чтобы помочь ребенку различать ткани, фактуры и т.д., можно сделать небольшой тактильный коврик, по которому малыш будет ползать и чувствовать все разнообразие поверхности не только ручками, но и ножками, и всем телом. Для подобных ковриков подойдут любые ткани разных фактур: шелк, хлопок, мех, кожа, бархат и т.д. Хорошо, если они все еще и различных цветов будут.

Слайд3

Даже просто нарезанные кусочки тканей могут превратиться в полноценные развивающие игры: трогать, перебирать, складывать, приносить. Комментируйте обязательно цвет и название тканей, проговаривайте, какими словами описываются ощущения от соприкосновений с ними. Для игровой прочности можно кусочки тканей наклеить на основу, для этого хорошо подойдут крышечки от детского питания.

Когда малыш начнет ходить, полезно будет сделать коврик для ножек, чтобы тактильные ощущения малыш получал не только через ручки. Например, я шила коврик для Даши (правда уже годика в 2), в котором сочетались не только разные ткани, но и крупы (горох, греча, фасоль), и камешки, зашитые внутрь. Подобный коврик — это массаж стоп, новые тактильные ощущения, новые знания. Чтобы ребёнку не надоедало просто ходить по коврику, кидайте на коврик мячики (игрушки) и просите детку их принести. Ещё я пришивала сверху пуговицы, коктейльные трубочки, сетку и всё, что могло бы дать ножкам яркие ощущения.

Можно ничего этого и не делать, а просто давать ребенку трогать как можно больше вещей и предметов, разрешать ему бегать босиком по траве, камушкам, земле и т.д. Но главное помочь ему получить как можно больше тактильных ощущений, как руками, так и ногами.

Есть еще ряд игр с крупами, однако лично мы с Дашей до года их не практиковали, хотя некоторые мои друзья начинали знакомить с ними деток уже от 8 месяцев. В чем суть таких игр?

Вы просто высыпаете в поднос или миску крупу разную (гречку, пшено, фасоль, горох и т.д.) и перемешиваете все, не забыв спрятать в ней маленькие игрушки, например, от киндер-сюрпризов. Ребенок начинает возиться ручками в этом богатстве и вдруг, находит сюрприз!

Проще всего, с бытовой точки зрения, заклеить малярным или прозрачным скотчем слив в ванне/душевой кабинке, посадить туда малыша и выдать ему набор круп с теми же лопатками, совочками, формочками, которые берёте в песочницу. Можно завести специальную ёмкость для хранения «игровой» крупы. У моих знакомых такая домашняя крупяная песочница была сделана для старшего ребёнка, дождалась младшего и частенько  используется до сих пор. Отменное средство во время больничных, холодов и проливных дождей.  Главное следить, чтобы малыш никуда себе (в уши, нос, рот) не засунул ничего лишнего и не навредил себе!!!

Есть игрушки на развитие моторики для более старшего возраста, например, деревянные бусы. Считается, что до года такие занятия рано, но если у вас от старшего ребёнка остались такие наборы  — просто соберите бусы и крепко завяжите, можно узел скотчем ещё обмотать. Представляете сколько на  таком шнуре тактильных ощущений для рук и языка (!), если ваше чадо пытается всё попробовать на зуб.

Опять же, на более старший возраст, рассчитан шариковый пластилин, но если желание попробовать съесть всё вокруг у малыша не сильно развито, то можно попробовать давать такой пластилин малышу в ручки (под присмотром!).  Мелкие шарики, отлично сцепляющиеся между собой и ни к чему вокруг не прилипающие — это замечательный массаж для всех ладошек. Можно просто скатать шарик и водить им по стопам и ладошкам детки, можно положить пластилин на пол (ламинат/поднос/противень) и пустить ребёнка мять массу ножками. Это очень приятно и  полезно.

Значительно развивают моторику всевозможные пирамидки, сортеры и тянучки. У меня почему-то не сохранились фото таких игрушек, но Женя Ясная и Наташа с удовольствием поделилась своими.  Покажу несколько фото и дам ссылочки на МК.

Слайд4

Несколько МК:

Первые математические представления.

Играя в самые банальные пирамидки, вы с ребенком можете выучить форму фигуры – круг, размер и цвет. Причем пирамидки можно не просто собирать разбирать, а придумывать с ними сказки, делать каждое колечко героем этой сказки. Столбик пусть будет домиком, в который вечером всем сестренкам или братишкам нужно вернуться и спать они ложатся на кроватки в определенном порядке: сначала самый большой и в конце только самый маленький. Сказки для деток до года должны быть очень простые и понятные, буквально в несколько предложений, так что любая мама по ситуации сможет придумать сюжет и разыграть его.

А если соединить детали пирамидки и сортера, то можно каждому колечку подобрать друга (фигурку из сортера) соответствующего цвета.

Есть еще одна игра «Пирамидка стаканчики», которая лично моего ребенка заворожила надолго. Начать играть с  ней можно, как только малыш научится держать в руках предметы. Сначала он может играть с  1-2 стаканчиками, постепенно увеличивая их. Работают они по принципу матрешки: один стаканчик складывается в другой, все они разного цвета. На наших, еще на дне дырочки разной формы были, и Даша прекрасно играла ими в ванне. Играя с такими стаканчиками, малыш обязательно усвоит понятия больше/меньше и  выучит цвет (уже после года эту игрушку можно использовать для объяснения понятия объема. Мы, например, использовали мелкую фасоль, пересыпали ее стаканчиками, смотрели, в какой поместится больше и т.д.)

Конечно, малыш до года не сможет доказать теорему, но пытаясь сложить стаканчик в стаканчик, методом подбора, проб, ошибок и маминой помощи, он начнёт постепенно осознавать смысл задачи.

В одной знакомой семье есть замечательный «сортёр»: обычная пластиковая бытовая канистра (20 л), куда малыш обожает засовывать различные предметы, а маме потом просто высыпать их обратно. И если вначале игр малыш проверял, не влезает ли туда крышка от кастрюли и волейбольный мяч, то к году он стал точно «на глаз» определять подходит ли ему предмет и если да, то с радостью бежал искать канистру и бросать его туда.

Игры на определение понятия формы и плоскости/объемности тоже можно начинать до годика. Когда я рассказывала об играх с цветом или сортерами, я писала, что мы можем рассказывать ребенку и про форму, например, колечко у пирамидки круглое, а стаканчик имеет форму цилиндра. Не стоит бояться, что ребенок это не поймет. Ведь это просто называние и его нужно запомнить, а не понять. Вы понимаете, почему круг назван кругом? Вот и не стоит бояться рассказывать «сложные» понятия ребенку.

Вы можете спросить, зачем это ему? Чтобы потом не сидеть в садике или в школе за учебниками и не зубрить названия объемных фигур (так как плоские он так или иначе до школы выучит). Хорошо, если вы найдете объемные фигурки (только аккуратнее, иногда у них углы очень острые бывают) и предложите малышу (уже месяцев в 8-9) с ними поиграть, потрогать их, построить из них домик. Со временем можно будет начать играть в «Волшебный мешочек». Вы кладете в непрозрачный мешочек сначала 2 фигурки и просите достать ребенка, например, конус на ощупь. Можно показать ему картинку с конусом, чтобы ему было легче выбирать из 2 деталей в мешочке. Эта игра не только познакомит ребенка с объемными фигурами, но и поможет в развитии тактильных ощущений.

Когда показываете ребёнку предметы, кроме их названия старайтесь так показывать фигуру, чтобы малышу было проще запоминать: шар катать, допустим, между ладонями, у конуса касаться вершины и проводить ладонью по боковой стороне и по кругу снизу по основанию, круг обводите пальчиком ребёнка, углы пусть детка потрогает и т.д. Детки мыслят наглядно и тактильно, предоставьте им такую возможность.

Игры со звуком. 

Важно в возрасте до годика помочь ребенку стимулировать его слух. С того, момента, как малыш научится поворачивать головку в сторону, предложите ему такую игру. Возьмите обычную погремушку и потрясите ей справа от головы ребенка, подождите, когда он повернет к вам голову, потом потрясите слева и т.д. Малыш должен научиться определять источник и сторону из которой идет звук.

Вместе вы можете стучать (это уже в 6-7 месяцев) по различным предметам. Например, пластиковыми, деревянными, металлическими ложками, чтобы просто увидеть, что звуки разные. Очень хорошо подойдет в этом возрасте барабан и металлофон, так как, стуча по ним, малыш научится извлекать разные звуки. Маракасы — прекрасная игрушка для малыша. Если под рукой нет маракасов, то можно сделать их самим. Просто возьмите капсулы от киндер-сюрпризов и наполните их крупой разной, бусинами, можно сразу сделать по две одинаковых капсулы. Главное, заклейте стык скотчем прозрачным или изолентой, чтобы ребенок не открыл капсулу, ничего не рассыпал и не съел. А теперь начинайте трясти и извлекать звук. Пока малыш трясет, рассказывайте ему о том, что звучит звонко, громко, тихо и т.д. Учитесь находить одинаковые звуки (помните, парные капсулы?).

Обращайте внимание ребенка на шум дождя, гром, звуки птиц и животных, шум поезда или машины во время движения, даже шелест листьев. Ребенку очень важны звуки природы. Показывайте, как можно подражать звукам, какие существуют общие звукоподражания.

Есть одна замечательная звуковая самодельная игрушка. Вы когда-нибудь слышали про «Палку дождя»? Если нет, то я предлагаю вам заглянуть по ссылочке и сделать такую для своего малыша.

Ну и, конечно же, музыка! Включайте для ребенка детские песенки, классическую музыку, специальные диски с нежной музыкой и звуками природы, пойте ему, как можно чаще, — все это способствует развитию слуха у малышей.

Творчество. 

В своей статье о том, как настроить ребенка на творческий процесс я рассказывала о том, как начать рисовать с ребенком после года, так как до года рисование красками больше тактильный процесс. Вместе с тем он немаловажен. Предложите ребёнку пальчиковые краски в ванне, где легко будет отмыть потом и его и территорию (хорошая текстура и отмываемость у пальчиковых красок фирмы SES). Покажите ему как можно пальчиком «тыкать», проводить линию, ставить ладошкой отпечатки. Дорисуйте на отпечатке от ладошки малыша глазки и улыбку — это же будет настоящее превращение. Позвольте малышу порисовать на себе, на вашей руке. Всё это огромное «новое» в его жизни, это цвет и нечто из ничего. Это знакомство с материалом, цветом и волшебством.

Рисовать до года можно и карандашами, лучше восковыми, чтобы не важно было, какой стороной держать. На большом ватмане рисуйте простые фигуры/цветочки/тучки/что угодно и позвольте малышу чиркать, зарисовывать ваши рисунки, хвалите и поощряйте ребёнка. Не расстраивайтесь, если он не проявит интерес сразу, здесь, как и в любом творческом процессе, важно ваше желание творить. Завлечь ребёнка вы сможете только своим примером. Проговаривайте цвета, простой сюжет, называйте предметы (карандаш/бумага/…).

Знакомство с пластилином или соленым тестом я бы прямо рекомендовала начать до годика. Месяцев с 9-10.

Для того, чтобы приготовить соленое тесто вам потребуется:

200 гр. = ( 1 стакан) муки

200 гр. = (0,5 стакана) соли

125 мл. воды

И даже, если ребенок возьмет его в рот, ничего страшного не случится. В самом начале, ребенку просто достаточно мять кусочек соленого теста или пластилина в руке (про пластилин: он должен быть очень мягким. Помните, какие брикеты пластилина были в детства у нас? Вот такие, давать ребенку не стоит, потому что ему будет сложно его мять в ручках и возможно пропадет желание вообще играть с пластилином. Я с Дашей вот уже больше 4 лет использую пластилин фирмы Jovi. Это не реклама, это действительно мягкий и приятный пластилин, который к тому же и хорошо отчищается от поверхностей в доме).

Вы можете показывать ребенку, как из пластилина можно вылеплять различные фигурки и предметы, но до года ему все равно это будет не под силу, так что просто нужно мять. Можно дать ему крышку пластиковую и предложить вминать маленькие кусочки пластилина в нее. Так он научится отщеплять и прилеплять.

Слайд5

Что может делать еще малыш в творческом плане? Мне и Даше очень нравилось рисование на манке. Я просто высыпала в поднос манку, и она пальчиком водила по ней, создавая замысловатые линии. А еще наша манка так забавно прыгала (видимо электризовалась), что Даша всегда так хохотала, когда к концу ее рисования манка начинала прыгать над подносом, как во время фейерверка.

Можно взять коробочку картонную неглубокую (я использовала коробку из-под зефира Шармель) и раскрасить ее яркими красками внутри (я использовала акриловые, так как они потом не пачкают руки, в отличие от гуаши). В коробочку насыпаете манку, и ребенок рисует. Это интереснее тем, что рисунки проступают цветные. Такую коробочку с пакетиком манки можно брать на улицу в хорошую погоду, так вы точно не будете переживать, если всё просыплется. И опять это тактильные ощущения!

Слайд6

Естественно, за всеми интеллектуальными развивающими играми не стоит забывать и о физических играх и упражнениях. Тут каждая мама выбирает сама для себя и своего малыша. Вы можете заниматься с ребенком в бассейне, делать упражнения на фитболле, массаж и детская гимнастика. Выбирать вам, но физические упражнения очень важны для деток, и забывать о них нельзя.

Можно устраивать с ребенком игры на развитие координации, например, катать друг другу мячик, учиться кидать его. Учите ребенка равновесию, катая его, как на лошадке на своей спине. Играйте в догонялки, танцуйте вместе (это уже ближе к годику, после того, как ребенок пошел), учитесь прыгать и ползать наперегонки.

Последнее, о чем я хочу рассказать сегодня — эмоциональное развитие ребенка.

Малыш чувствует маму, чувствует ее настроение, поэтому старайтесь чаще улыбаться, играть с малышом в «гули-гули», «ку-ку». Учитесь смеяться и радоваться жизни вместе.

Чтобы вы не делали, как бы малыш не участвовал в процессе — хвалите его! Ребёнок смотрит, что вы показываете, слушает, пытается сообразить, понять вас, скоординировать свои движения, сделать что-то, что просят — сколько процессов! И если он не сразу будет что-то делать, а просто на вас смотреть — он уже молодец, умничка, солнышко и он всё правильно делает! Поощряйте его своей поддержкой, ласково проговаривайте каждый раз похвалы. Малыш будет радоваться, что мама радуется, что к нему обращено столько положительных эмоций. Это залог его удовольствия от занятий и обучения.

Костюченко Мария,

автор блога «Учимся играя» и онлайн-школы «Учимся играя»

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Онлайн-школа «Учимся играя»
Развивающие игры с малышом до года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *