Сегодня мне хочется рассказать вам о том, как проникнуть во внутренний мир наших детей. Как научить их играть, научить увлекаться, мечтать, создавать игры из того, что есть под рукой. Как научить их видеть главное в мелочах, выдумывать и фантазировать.

Вы думаете, что все дети это умеют? А ведь это далеко не так. Вы же наверняка встречали детей, которым скучно, которые не могут играть одни, у которых ворох игрушек, но они с ними не играют? Может быть, их просто никто не научил, как это делать?

Слайд1Давайте опустимся до уровня их роста. Посмотрим на мир их глазами. Попробуем их заинтересовать. Ведь иногда придуманный маленький Мир, сделанный своими руками из подручных материалов, способен увлечь ребенка намного дольше, чем заводские игрушки.

Как же родителям придумывать такие игры? Конечно, придется побыть и изобретателем, и немного волшебником одновременно. Вспомнить, как вы играли в детстве. Наверняка, вы выдумывали вокруг себя сказку. И представляли себя то одним персонажем, то другим. И вам совершенно не нужны были для этого специальные костюмы. Палка  была мечем, одеяло домом, а песок едой. Было? Как это великолепно и увлекательно! Попробуйте и своим детям рассказать и показать все это. А я вам сегодня немного помогу…

Как увлечь ребенка такой игрой? С чего начать создание своего маленького Мира? Посмотрите, чем заинтересован ваш малыш в данный момент. Заметьте, к чему он проявляет интерес, о чем вам обоим интересно поговорить. Отталкивайтесь от сиюминутных интересов ребенка. То, что сейчас актуально именно для вас. Он интересуется динозаврами? Хорошо, поиграйте в Долину динозавров. Он увлекается космосом? Тогда отправляемся в космический полет! Он полюбил какого-то сказочного персонажа? Отлично, воплотим сюжет сказки в игре! Главное, чтобы тема ребенка захватывала. Если у мамы есть какие-то свои задумки, их нужно видоизменить так, чтобы они вписывались в выбранный сюжет игры. Задача мамы — направлять, создавать подпитывающую среду, но не навязывать свое видение темы. Пусть игра развивается по своим правилам. Главное, не откладывать выполнение задуманного на потом. Чем дольше подготовка, тем сложнее включится в игру. Пока у ребенка есть интерес, надо сразу его подхватывать. Ведь дети так легко «перегорают». Как бы не получилось, что пока вы готовите ему игру на одну тему, он уже ее забросит и увлечется чем-то новым.

Для самих же игровых перевоплощений вам не понадобится ничего особенного. Большинство идей можно реализовать с помощью подручного материала и вашей фантазии. Любые материалы для творчества, любые бытовые вещи пригодятся для вашей игры. Вовлекайте в процесс придумывания атрибутов для игры и самого ребенка. Если вам по сюжету нужен замок волшебника, попросите помощи у него. Пусть придумает, как и из чего его можно сделать. Будет ли это стол, накрытый покрывалом? Или склеенная из бумаги поделка? Или что-то еще более неожиданное? Иногда в детские головки приходят замечательные идеи. Ведь если придумывать игру сообща, вы оба загоритесь ее созданием.

Посмотрите на ваши игрушки. Придумайте, как их оживить. Может быть, у вас есть какие-то старые, давно надоевшие вещи? Или, наоборот, игрушки, потенциал которых ребенком еще недостаточно раскрыт? Глядя на них под новым углом, можно снова возродить интерес ребенка к этим предметам.

Вот что, например, можно сделать из надоевших машинок и кубиков?  Приложив немного усилий можно построить целый город, с помощью одной лишь строительной клейкой ленты.

Наклейте полосы на пол – это будут дороги. А уж вокруг них стройте все, что подскажет вам фантазия: здания, мосты, заправки. Теперь в своей игре можно имитировать сложную жизнь большого города. Согласитесь, что так гораздо веселей играть.

Слайд2

Можно проходить направления движения, посылать пожарную команду тушить пожары, полицию восстанавливать порядок, ездить за покупками, на работу и неизменно возвращаться домой.

А еще отличные городские здания получаются из небольших картонных упаковок (от хлопьев, молока или каши — все идет в дело)

По такому же принципу можно создать и ферму, например, или еще что-нибудь интересное… Включайте фантазию и увидите, как это будет увлекательно.

Или другой пример: на улице зима, вьюга, метель, и вы сидите дома. Но даже природную стихию можно пустить в нужное русло. Если вы не можете выйти на улицу, принесите ее к себе. Возьмите пакет, выйдите во двор, наполните его снегом и принесите домой. Пересыпьте снег в таз, наденьте перчатки, и налепите себе маленьких снеговичков или еще что-нибудь интересное. Пока снег не растает, можно успеть очень много чего построить.

А бывает, наоборот — зима никак не наступит, и снега вовсе нет. И расстраиваются все, и дети и родители. Но постарайтесь зажмуриться и представить его — долгожданный снег. Какой он — холодный?

Тогда заморозьте побольше льда. Из него можно построить целый Замок Снежной королевы. Кирпичик к кирпичику. А еще ребенку будет интересно сыпать на него солью, и наблюдать, как она проедает лед. Можно раскрасить лед краской. Представляете, какие интересные ледяные домики тогда получатся! Не говоря уже о том, что лед можно заморозить любых форм и размеров…

А, ведь, снег еще, какой? Белый и пушистый. Подумайте, как это можно использовать….

Например, крем для бритья — разве не похож? Налейте его побольше на поднос или крышку от коробки. Чем не снег? А хотите устроить настоящую уборку снега?  Где все ваши трактора, грузовики, совочки, грабли и лопатки?

Давайте расчищать дороги. А заодно поговорим о зиме и узнаем на собственном опыте, как это непросто — разгребать снег. Вы ведь не боитесь испачкаться?

Слайд3

   Слайд4Может быть, вы ездили на море и теперь ребенок любит об этом вспоминать? Значит море — отличная тема для вашей игры. Подумайте вместе, какого оно цвета, кто там живет, какое у него дно. Какая жизнь там кипит. Как можно все это воспроизвести? Можно просто налить воды в тазик, подкрасив ее синим пищевым красителем, набросать на дно ракушек и запустить пластиковых рыбок. А сверху можно пустить плавать кораблики из пробок от сока. И даже сделать им паруса из зубочисток. А бумажные кораблики из детства не забыли? Тоже отлично подойдут.  Фантазируйте вместе и вы много чего интересного придумаете.

Кроме того, разве море обязано быть обязательно мокрым? Не всегда же хочется намокнуть. Это тоже ни в коем случае не должно вас останавливать. Сделайте его сухим. Опять зажмурьтесь и представьте, какое оно, ваше море? Какие у него цвета?

Создать свое подводное царство не так уж и сложно. Можно покрасить рис и крупы пищевыми красителями, взять ракушки и камешки, привезенные вами на память.

А пластиковые рыбки отлично дополнят картину. Нужно только засыпать все это в таз или большую коробку, и готово подводное царство. Осталось вооружиться ситечками, ложечками и баночками. А по ходу, играя, великолепно запоминаются и названия всех морских обитателей.

Слайд5

И это уже будет целая игра, которую можно хранить на полке и возвращаться к ней по мере надобности. Это «Море» у нас уже больше года и оно все время чем-то наполняется и становится все интересней и интересней.

   А может быть, ваш ребенок любит сказки и мечтает о волшебных мирах, феях и эльфах? Это так интересно, вместе придумывать для них домики, сказочный лес и малюсенькую жизнь, не правда ли? Не останавливайте свою фантазию, посмотрите из чего все это можно создать.

И вы не заметите, как ваши горшки с цветами превратятся в волшебные садики, с маленькими домиками из глины, столиками из крышек, и скамеечками из скрепок. И совсем не обязательно для этого иметь какой-то талант. Пусть ваши домики больше похожи на глыбы, а фею кроме вас с ребенком никто и не узнает, вы же оба знаете, что это именно они. А это самое главное.

Слайд6Я абсолютно убеждена, что для того, чтобы играть увлеченно и с интересом, совсем не обязательно тратить деньги на дорогие игрушки. Все, что есть дома, все, что под рукой может быть полезным в вашей игре. Подумайте, из чего можно сделать нужную вам вещь? Посмотрите вокруг. Последите, что вы выбрасываете. Вы не поверите, сколько всего интересного можно из этого создать.

Можно строить игрушечные домики из разных коробок. Каждая коробка — своя комнатка. И ставить их друг на друга, придумывая вместе интерьер и декорации. Просто отличная игра.

Можно соорудить игрушечный домик на мини-дереве из того, что есть под рукой. Из совершенно бросовых материалов.

Вот из этих:

Слайд7

Слайд8Кто сказал, что это невозможно? Главное загореться идеей самому или услышать идею ребенка в нужное время и час и суметь помочь. Не откладывать. Тогда интерес не пропадет ни у одного из вас. А если есть интерес, значит и успех обеспечен.

Думаю, все мамы представляют себе, сколько может стоить набор Лего-стройка, например. А так ли он нужен? Ведь можно получить точно такое же удовольствие от игры дешевыми игрушками. Подумайте, как сделать игру с простым набором маленьких строительных машинок такой же желанной и увлекательной.

Например, если взять большую коробку и засыпать ее чечевицей, а потом обычной игрушечной строительной техникой начать стройку, то наши машинки еще как поборются с дорогостоящим набором. Не правда ли? Заодно мы узнаем кучу новых слов о строительстве дорог и возведении зданий. Мы будем играть по настоящему, вместе, увлеченно и с пользой. А если еще и одновременно будем стараться изучить эту тему поглубже, и прочитаем по ней увлекательные книги? Думаю, у нас у обоих появится шанс гораздо быстрее запомнить все эти нелегкие названия.

Слайд9

 Вот так, ненавязчиво, можно рассказать о чем угодно. Даже о космосе. А это совсем не легкая тема. Но если вместе пофантазировать о том, что происходит на других планетах, то можно без забот сочинять свои космические миры и открывать новые галактики.

И даже проводить настоящие взрослые эксперименты на подносе с пищевой содой, вооружив ребенка пипеткой с лимонным соком.

Слайд10

Слайд11А если будет интересно, то можно пойти дальше, создав свою Космическую коробку. Сколько увлекательных игр с ней можно придумать, сколько рассказать! Сколько планет выучить и книг прочитать!. Главное возбудить интерес, увлечься самим и увлечь ребенка.

   Только начните думать в этом направлении, и вы увидите, сколько всего есть у нас под рукой. Из всевозможных упаковок или даже рулонов от туалетной бумаги можно сделать отличный реквизит. Из соленого теста можно вылепить что угодно, а потом разукрасить.

Не забывайте про крупы, манку, фигурные макароны, все они доступны и незаменимы для создания грунта.

И даже вода, лед и желе, могут нам тоже пригодиться. Только надо открыть границы своего сознания и вспомнить как это — быть ребенком.

Слайд12

И не думайте, что ваш ребенок для таких игр слишком мал или уже перерос. Совсем малыши, конечно, должны быть всегда под присмотром, чтобы избежать попадания в рот мелких предметов. Но ведь для них вполне возможно сделать снег из ватных дисков или бумажных шариков, а песок из крупных макарон тоже отлично можно копать и перебирать пальчиками.

Повзрослев, дети начинают устраивать настоящие ролевые игры из ничего. А в случае, если их уже научили, как играть, сделать это им гораздо легче.

Вот такой чудесный мир придумал мой трехлетний сын, и я им очень горжусь. Конечно, ведь все эти «горы» он САМ обклеил наклейками и САМ нашел и разместил там жителей.

И что вы думаете? Это его самый любимый конструктор за последний месяц. Хотя каких только покупных конструкторов у нас нет. Разве это не удивительно?

Слайд13

Слайд13

Дети постарше включаются в такие игры сразу, сначала робко, а потом все увлекательней. Вы и не заметите, как увидите, что и ваша помощь им уже не всегда нужна. Может быть, только в самом начале. Особенно если придумать для них интересные поисковые задачи.

Слайд14

Но и совсем большим детям тоже очень интересно строить макеты городов, сооружать ландшафты для поездов, придумывать свои Миры по прочитанным книгам. И есть ли вообще для таких игр ограничения по возрасту?

А как здорово наблюдать за детьми, полностью погруженными в игру. Видеть их горящие глаза, а не испытывать разочарование от очередной дорогостоящей игрушки.

Надеюсь, приведенных мною примеров достаточно, чтобы вдохновить вас на создание своих мини-миров? Ведь создавая развивающее пространство для детских игр, мы достигаем сразу нескольких целей.

Во-первых,   такие игры — прекрасное пособие для тренировки мелкой моторики ребенка. Все эти наполнители: камешки, макароны, семена и прочее, являются прекрасным тактильным тренажером. Всем известно, сколько пользы таится на кончиках детских пальцев. Ведь в мозге человека речевой и двигательный центры находятся рядом. Поэтому развивая моторику, мы одновременно создаем предпосылки для развития речи ребенка, развиваем его мышление и координацию, закладываем основу успешного дальнейшего обучения в школе.

Во-вторых, эти игры развивают творческое мышление и воображение ребенка. Покупные игрушки и наборы предлагают готовое и простое решение. Ребенку уже ничего не надо додумывать и делать – остается лишь пользоваться тем, что придумали для него чужие дяди и тети. Именно из-за этого так недолог интерес ребенка даже к самым дорогим и «навороченным» игрушкам. А создавая свой мир самостоятельно, продумывая детали, изобретая и творя на ходу, ребенок учится креативному мышлению. И тогда он уже не вырастет бездумным членом общества потребления, а всегда будет творцом, как бы не сложилась  в дальнейшем его жизнь.

В-третьих, играя можно научить ребенка гораздо большему, чем на традиционных занятиях. Если вы в своей игре будете использовать какие-то термины, понятия, обыграете какие-то темы, то он незаметно для себя впитает их. Погружаясь в игровой мир, ребенок в  миниатюре моделирует мир реальный, познает его законы и правила. А значит, расширяет свой кругозор.

В-четвертых, совместное творчество и игра сближают семью. У вас появляются общие интересы, общее дело, в котором ребенок участвует на равных с вами. Если вы вложили частичку своей души в игру, дети это обязательно почувствуют и раскроются в ответ. Такой контакт родитель-ребенок очень важен для поддержания доверительной атмосферы в семье. Чем глубже мы возвращаемся в детство вместе с детьми, тем ближе к ним становимся. Тем больше узнаем о них, а они о нас.

Кроме того, научив своих детей играть и выдумывать самостоятельно, вы облегчите жизнь и себе. Мамы малышей знают, как много можно успеть сделать за те полчаса, когда ребенок вдруг увлекся какой-то игрой. А мамы детей постарше с радостью наблюдают, что их чадо не слоняется по дому, не скучает, не проводит часы перед экраном телевизора и компьютера, а увлеченно занимается творчеством. Ребенок, который умеет направить свою энергию и фантазию в созидательное русло, которого научили различным приемам творчества, никогда не превратиться в хулигана, от скуки ломающего качели на детской площадке или расписывающего стены в подъезде. То, чему вы его научите в совместных играх, поможет ему и дальнейшую свою жизнь сделать успешной, яркой и интересной.

Верьте в себя и в своих детей. Только вы знаете, что им интересно и что для них важно.

Давайте постараемся увлечь наших детей, немного развить их воображение, направить их мысли в интересное русло.  Ведь тогда есть надежда, что они и во взрослой жизни вырастут увлеченными людьми, не боящимися попробовать что-то новое, изучить непонятное, покорить любые вершины и освоить неизведанные глубины. Может быть, это и есть секрет разносторонней личности? А вы как думаете?

С любовью, Лиза Арье.

Мир моих грез… Lizon.org

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Костюченко Мария. Онлайн-школа «Учимся играя»
Волшебный Мини-Мир для детских игр

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *